Мне в личку написало несколько человек с просьбой рассказать – а как я вообще решила зарабатывать на жизнь иллюстрациями. Что ж, это бы достаточно интересный путь – рада поделиться.
Рассказываем, какие на сегодня есть способы заработка, как легально выводить деньги и не потерять половину на комиссиях для тех, кто живет в России и не планирует отсюда уезжать. Мы описываем способы, которые узнали «из первых рук» — от художников, которые живут в России и работают на зарубежные студии.
С февраля 2022 ситуация с получением, переводом и обменом валюты постоянно меняется. Даже за время, пока мы готовили эту статью, банки начали брать комиссии за SWIFT-переводы, а Тинькофф сначала брал комиссии, а потом и вовсе запретил переводы. Поэтому мы можем гарантировать, что статья актуальна на июль 2022 года. Если вы читаете ее позже, перепроверьте информацию.
Оглавление
Начнем с начала
Тем не менее, в качестве профессиональной сферы я выбрала архитектуру. Несколько лет до поступления я жила с мыслью, что стану архитектором. И вот – я сдаю экзамены, наступает учеба, и я понимаю, что все-таки больше всего на свете хочу рисовать и зарабатывать именно этим. Что же делать? Бросать институт?
«Студия Чижова» рассказывает о том, как нужно действовать сейчас при продвижении во «ВКонтакте», чтобы одновременно и получить быстрые результаты, и создать грамотную стратегию масштабирования на будущее.
Студия «Фотосинтез» — это студия портретов на холстах. У ребят собственное производство: создают отрисованные в цифровом формате портреты на натуральных хлопковых холстах пигментными чернилами.
Работа велась в течение трех месяцев, первые два месяца мы реализовывали рекламную стратегию, контент-стратегию и стратегию мессенджер-маркетинга. На третий месяц партнер взял часть задач на себя, а мы оставили за собой рекламную стратегию.
Рассказываем, как вели работу и каких результатов добились.
Где искать заказы, как взаимодействовать с клиентами и как выйти на рынок книжной иллюстрации — об этом и не только рассказывают шесть практикующих художников.
«ВКонтакте» изменяет модель работы с художниками — авторами стикеров. Теперь администрация самой популярной российской соцсети будет выплачивать им процент от продаж таких картинок. Об этом «Известиям» сообщили источники, знакомые с планами соцсети. В пресс-службе «ВКонтакте» информацию подтвердили.
— В ближайшее время мы действительно откроем наш магазин стикеров для сторонних художников, с которыми будем делить прибыль. Но о подробностях объявим позже, — заявил «Известиям» пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.
Стикеры (англ. sticker — этикетка, наклейка) — картинки, выражающие эмоцию пользователя. По сути — увеличенный вариант смайликов. Они появились в соцсети «ВКонтакте» в марте нынешнего года и бывают как бесплатными, так и платными (около 60 рублей за набор из 16 или 24 штук). Вскоре после старта нового сервиса соцсеть объявила конкурс для сторонних художников на создание стикеров — у победителей конкурса стали выкупать работы.
— Сейчас процедура проста: ты называешь цену, соцсеть соглашается с ней или предлагает свою, — говорит Валерий Матюхин, призер первого конкурса стикеров для «ВКонтакте». — Если договорились, подписывается договор на отчуждение авторских прав.
По словам источника «Известий», сейчас социальная сеть хочет пересмотреть условия сотрудничества с художниками. Победителям конкурса, который должен быть объявлен в течение недели, «ВКонтакте» по-прежнему предложит уступить авторские права. Но теперь художник не будет получать единовременную оплату за свою работу. Вместо этого, ему будет отчисляться процент с продаж — какой именно, пока неизвестно.
По мнению гендиректора онлайнового сервиса сообщений 4talk IM Сергея Кравцова, оптимальным было бы соотношение 50:50.
— Меньше просто неинтересно. Тут всё должно быть честно. Вопрос, как соцсеть будет продвигать работы художников, — добавил Кравцов.
Источник «Известий» отметил, что в качестве промоутеров рассматриваются крупные сообщества в соцсети. По словам главы MDK (одно из крупнейших сообществ в соцсети «ВКонтакте») Роберто Панчвидзе, они обращались к руководству сети с предложением дать возможность продвигать самые популярные у их пользователей стикеры.
Кравцов считает новую модель «ВКонтакте» интересной. Но не знает, станет ли она популярной.
— У художника бывают опасения, что его обманут, — рассуждает Кравцов. — Должен быть отчет о полученной прибыли, о количестве скачанных работ. Необходимо также разъяснить, как деньги будут перечисляться автору.
Матюхин также считает новую систему расчетов с художниками интересной, но в перспективе.
— Постоянный доход — это привлекательно, но я не знаю уровень продаж стикеров, — пояснил он. — Поэтому разовая выплата за проделанную работу — неплохой вариант.
Это был 2-3 курс универа. Я тогда подрабатывала промоутером, в колл-центре – всё по стандарту. Однажды на паре рисовала чей-то портрет по фотографии в тетради – у меня все тетрадки ещё со школы изрисованы были, – и это заметила одногруппница. Рисовала я такое, в основном, хехе:
– А меня сможешь нарисовать? – спросила одногруппница.
– Попробуй эту фотку срисовать. Если получится, закажу у тебя портрет маме на День рождения.
Примерно такой был диалог. Скинула мне свою фотку, попросила успеть за пару. Ну а мне же на экономике скучно было – я и нарисовала. В середине процесса она глянула на рисунок и скривилась. Говно какое-то, совсем не похоже! А у меня в середине процесса всегда говно получается, я ж не профи. Зато в конце пары предоставила ей рисунок.
– Это офигенно! – сказала одногруппница.
Ну, это было явно не офигенно, но вполне неплохо для первого портрета, срисованного с фотографии. За 300 рублей нарисовала её маму. Это был мой первый рисунок, за который мне заплатили.
Я не училась в художке, только изучала основы рисунка и живописи в школе дизайна. Никогда не мечтала быть ни художником, ни зарабатывать на рисунках. Но после того, как я выложила свой рисунок в Инсте, какая-то незнакомая девочка заказала у меня портрет. Что за дичь, подумала я, кто вообще заказывает такие дерьмовые рисунки? Оказывается, для людей без художественного образования такие рисунки кажутся прекрасными. Вот и второй портрет.
Тогда я забила и на построение, и на светотень – просто срисовывала максимально похоже, ведь заказчице это и надо было. Его я тоже выложила в инсте. Тогда уже мои друзья прознали, что я могу рисовать на заказ. Дальше заказала портрет знакомая, да не в карандаше, как я умела, а акварелью. Ещё и в качестве подарка на свадьбу. Какой нахрен акварелью? Акварелью я рисовала фрукты и бутылочки в школе дизайна и ненавидела этот предмет всей душой. Но пришлось выкрутиться – акварелью закрасила всё, что могла, а детали дорисовала пастелью. Хорошо, что сочетание получилось нормальное. За этот портрет я взяла целых 900 рублей! Это был 2014 год, к слову.
А дальше каким-то чудом без рекламы у меня начали заказывать портреты. Единственное, что я сделала – это создала группу в вк и публиковала туда свои рисунки. Тогда портреты по фото были популярны, наверное, меня просто находили через поиск.
Покажу более поздние работы, когда я уже немного шарила.
Как же я ненавидела акварель!
Чуть позже придумала услугу – портрет доставлять сразу в рамочке, а брать чуть больше. Ебать, я гений! А то, что мне приходилось ездить по городу и искать дешёвые рамочки – это пофиг, да. Хотя ладно, времени было навалом, а студенческий проездной – безлимитным.
Короче, дело процветало. Знаете, что самое классное? Можно было не тратиться на подарки, а просто рисовать портреты. Я так сэкономила очень много деняк. Может, поэтому у меня друзей не осталось?..
Я даже себе название придумала. Образовала от Nastik Lovelumi (не спрашивайте), получилось просто NL. Да, как странный бренд. Зачем рисовать под своим именем? Это же не нюдсы на тж постить, правильно?
Как-то раз, в разгар моей «карьеры», положили меня на неделю в больницу. А у меня целых 3 заказа висело! На 5 тыщ! Конечно, в общей палате я выполнить их не могла, поэтому папа предложил лечь в вип-палату. Угадайте, сколько она стоила. 5 тыщ. Хорошо, что платил папа, а я заработала свои личные 5 тыщ.
Короче, на 3 курсе я возомнила себя талантливейшим художников и гениальным маркетологом, поэтому писала курсач по созданию собственного бренда. Бренда ПОРТРЕТОВ ПО ФОТО. Даже логотипчик сделала. Не смогла найти у себя в архивах, но лучше его и правда не видеть.
С началом полноценной работы 5/2 моя портретная деятельность потихоньку затихла, ведь теперь я получала НАСТОЯЩУЮ ЗАРПЛАТУ.
Вот такая история. Нашла в архиве фото рисунков, прослезилась, решила поделиться историей.
Кстати, моя телега тут.
Провели анализ текущей ситуации
Начали мы с анализа текущей ситуации — важно было выяснить, какая работа уже велась по рекламе и по контенту.
Выявили, какие объявления на продажу неэффективны:
CTR: 0,147% Цена клика: 24,57 ₽
CTR: 0,228% Цена клика: 25 ₽
Гораздо лучше себя показали объявления, где в качестве оффера выступали скидки или бонусы при заказе:
CTR: 0,968% Цена клика: 13,11 ₽ Цена заявки: 208,85 ₽
При анализе текущей ситуации в контенте пришли к следующим выводам:
В месяц выходит мало публикаций, что снижает охват. Увеличение количества постов и реакций аудитории на контент — первый шаг к повышению количества продаж.
Активность аудитории слабая, что также влияет на охват. Повысить этот показатель поможет публикация вовлекающего и прогревающего контента: интерактивов, конкурсов, квизов, опросов, голосований, обсуждений, полезных материалов о товаре, обзоров, подборок, сравнений.
Лучшими публикациями по ER и RR были публикации с конкурсами, видеообзорами, а также рубрика до/после, рассказ о товаре и игра «правда или ложь».
Первые заказы
Учебу я, конечно, не бросила – и даже получила диплом. Но параллельно стала искать подработку, связанную с любимым делом.
А вот и диплом.
Моим первым заказом стала роспись детской площадки во дворе. Я сама договорилась с администрацией, получила деньги на краску и окунулась в работу. Результат так понравился соседям, что они сами стали обращаться ко мне с заказами. Так начались мои будни художника.
Я с головой ушла в работу. Чем только не занималась – росписью, золочением мебели, потом даже отучилась на курсах по аэрографии. Так у меня появились заказы на аэрографию автомобилей, мотоциклов, мотоциклетных шлемов. Параллельно стала писать картины – портреты и фантазийные сюжеты.
Я занималась росписью джинсовок для интернет-магазина – потом модели в моих джинсовках отправились на фотосессию в Рим. Irina Salvart
Контент проекта
Контент на проекте отвечал за этап активации и удержания.
Мы показывали видео с закулисья для того, чтобы отработать возражения и увеличить лояльность к бренду.
Публикация с видео из мастерской
Устраивали простые опросы: важный момент на начальном этапе — это простые вопросы. Поставить одну цифру гораздо проще для пользователя, чем писать какой-то развернутый ответ, но так подписчик постепенно привыкает общаться с брендом и «втягивается».
К тому же такие посты умная лента отмечает как интересные и продолжает показывать этому подписчику ваши публикации.
Публикация с простым опросом
Во втором месяце мы проанализировали, на какой контент подписчики реагировали активнее, и стали публиковать больше сравнений, тематических подборок, информации о работе команды, фото- и видеоотзывов.
Такой контент получает больше реакций от аудитории, закрывает максимум возражений, формирует желание заказать товар и рекомендовать услуги студии.
Публикация с масштабным конкурсом
Публиковали отзывы-распаковки с неподдельными эмоциями:
Подборка семейных портретов
Отличие от СНГ-рынка
Юлия Калашникова отмечает, что «зарубежные заказчики платят не в пример больше, а рабочая этика у них значительно выше»: общаться будут вежливо, отвечать вовремя, давать «чаевые».
Он советует держать клиентов в курсе того, что вы делаете, пока выполняете задачи, и брать на себя инициативу, предлагать свои идеи и своё видение поставленной задачи. Однако делать это лучше не «в лоб» — нужно выслушать клиента и дождаться подходящей возможности «вставить свои пять копеек».
Как переводить деньги из долларов в рубли
Разберемся, как можно переводить деньги из долларов в рубли, чтобы не терять на коммиссиях и невыгодном курсе. Главное — не пользоваться ненадежными и непроверенными источниками. Михаил Булатов советует обмен на бирже.
Одна из самых крупных и надежных — Бинанс. Для работы нужно пройти верификацию по паспорту любой страны. Паспорт РФ подходит, но если есть паспорт другой страны, то лучше использовать его, чтобы было меньше ограничений. На бирже есть наглядные инструкции, все достаточно просто, а еще биржа дает возможность оспорить сделку. Главное — разобраться в интерфейсе сайта.
Менять валюту можно через раздел p2p — торговля между физическими лицами.
Чтобы попасть в раздел p2p выберите в меню в верхней части страницы раздел «Купить криптовалюту» или «Торговля», дальше в выпадающем списке выберите P2P
Нужно выполнить два простых шага:
- купить с валютного счета токены,
- продать токены за рубли с оплатой на счет любого российского банка.
Курс обмена токена на рубли выше курса доллара на 5-6 рублей. Так что при обмене вы не потеряете деньги на невыгодном курсе.
Текст написала Куляшова Наталья, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Я иллюстратор
Крупные заказы на росписи и декорации – это, конечно круто. Но требует значительных трудозатрат – как художественных, так и организаторских. Представьте себе – провести целый день на объекте, лазая по стремянкам с краской и кистями. А еще контролируя группу художников.
Я стала плавно подходить к иллюстрации. Первыми заказами стали иллюстрации для книг – я выполняла их от руки. Затем стала рисовать в Фотошопе – так я сделала книгу для компании «Мясницкий ряд».
Одна из моих первых иллюстраций для книги. Irina Salvart
И вот у меня появилось главное приобретение – планшет iPad. Я сразу оценила, насколько он удобен для работы с иллюстрациями.
Конечно, сначала рисовать в digital-формате было непривычно – я все-таки привыкла к настоящему холсту и краскам. Но я училась, находила связь между классическим и digital-рисованием, смотрела канал приложения ProCreate. Моими первыми цифровыми заказами были портреты. Сейчас я рисую на планшете и баннеры, и иллюстрации для книг, и персонажей для игр.
Такие иллюстрации я готовлю для соцсетей своего клиента. Irina Salvart
Обычно на выполнение портрета у меня уходит 5-6 часов без перерыва – я рисую сразу от руки, без фото, поэтому мои портреты получаются индивидуальными и естественными. На сложных персонажей или сюжетные картины могу потратить от 12 часов.
Что стоит обсудить с заказчиком в первую очередь?
Задание клиента и его бюджет
- Денежный вопрос: размер и схему оплаты (почасовая, сдельная или какая-то другая), а также способ оплаты (банковский перевод на карту, PayPal или наличные).
- Сроки. Они сильно связаны с оплатой и могут влиять на стоимость. Важно сразу договориться о чётком дедлайне, иначе работа может растянуться на длительный срок. По словам Ольги Морозовой, иногда дедлайн может выглядеть как «месяц-полтора», но это уже лучше, чем «мы работаем на перспективу».
- Правки. Их лучше обговорить письменно. Например: «Стоимость указана с учётом возможных правок и доработок, если они составляют не более 50% от готового изображения». Если заказчик повышает этот процент — цену тоже стоит повысить, в зависимости от размера правок.
- За правки в последний момент или уже после сдачи работы цену тоже стоит повысить. Однако к заказу важно отнестись максимально серьёзно. Нужно часто показывать работу заказчику, чтобы он понимал, как всё идёт, и не беспокоился.
- Объём работы: сколько картинок, сколько вариантов, какая стилистика.
- Договор. Большинство художников советует просить его каждый раз, как вы берётесь за новый заказ.
Даже если заказчик — крокодил и у него лапки, и вообще он в реке живёт и не может напечатать вам документ. Не может, не знает — пришлите ему свой. Всякие-разные образцы договоров можете нагуглить, а если есть друг-юрист, то будет совсем хорошо. Не работайте без договора, даже если это ваш брат-сват, дед по духу.
Ольга Морозова, Художник Allods Team
Провели анализ конкурентов
После анализа текущей ситуации на проекте мы также проанализировали рекламные объявления и контент конкурентов.
На основании проведенного анализа рекламы конкурентов мы пришли к следующим выводам.
Чаще всего в качестве креативов используют универсальную запись с подборкой фотографий клиентов с их портретами, запись в формате «карусель» с теми же фотографиями. Тексты и призывы в таких офферах ситуативны и подбираются под событие или праздник.
Также указывают, что работа выполняется художниками вручную, некоторые студии работают без предоплаты.
Самая распространенная воронка у конкурентов:
Лишь один конкурент делал большой объем объявлений на привлечение в рассылку «ВКонтакте». Мы взяли этот момент на вооружение, так как в последнее время мессенджер-маркетинг показывает хорошие результаты во «ВКонтакте».
В контент-стратегиях конкурентов мы заметили следующие закономерности:
- На этапе привлечения используют конкурсы, интерактивы, опросы и дарят скидку 50% при заказе картины с покрытием фактурным гелем.
- На этапах активации и удержания показывают, насколько качественно выполнены портреты, постят видео с процессом работы, делают подборку работ художника, рассказывают о доставке, публикуют отзывы и интересные истории.
Как получать оплату
Обычно заказчики не из России платят не в рублях. Проблема в том, что сейчас получить валютный перевод стало сложнее из-за ухода части сервисов и комиссий за такие переводы в банках, а также из-за невыгодного курса. Разбираемся, какие доступные способы остались.
1. Перевод на банковскую карту.
Нужно выбрать банк, который не попал под санкции и воспользоваться SWIFT-переводом, так как в принципе эта функция доступна, но не для всех российских банков.Среди банков, которые не попали под санкции, Райффайзенбанк, «Уралсиб», ЮниКредит, Росбанк, Тинькофф.
- перевод может вернуть банк-корреспондент,
- переводы проверяют тщательнее, чем обычно, и они могут идти долго,
- если перевод дошел, то российский банк может взять комиссию за входящий перевод,
- у многих банков существует комиссия за обслуживание валютного счета,
- сложно снять валюту — Центробанк ограничил снятие суммой 10 000 $ — и она не всегда есть в банкоматах.
2. Получение карты иностранного банка с валютным счетом. Так сделал выпускник Smirnov School Михаил Булатов, который работает на зарубежную студию и получает гонорар в долларах. Для этого он выехал в Узбекистан и там открыл карту.
Вот как это происходит: нужно приехать в страну, купить местную сим-карту и получить регистрационную карту при заселении в отель или аренде квартиры. С этими документами и загранпаспортом обратиться в отделение банка. Чаще всего выбирают Kapital Bank, т.к. он считается в стране наиболее надежным и современным. Выдача карты происходит в тот же день, но лучше приходить пораньше, т.к. в отделениях могут быть очереди.
- поездка будет стоить около 10 000 рублей+стоимость авиабилетов,
- пока еще банки открывают счета гражданам РФ, но в любой момент ситуация может измениться,
- при открытии валютного счета нужно самостоятельно уведомить налоговую и платить налог со всех поступающих доходов как ИП или самозанятый.
Сейчас в интернете много посредников, которые организуют такие поездки для получения карты, или даже тех, кто предлагает оформить все удаленно, по доверенности. Не советуем пользоваться этими способами без рекомендации знакомых, так как большой риск остаться без карты и денег.
3. Попросить заказчика воспользоваться специальными сервисами для платежей, например, Solar Staff. Если у заказчика много исполнителей, то он может оптимизировать выплату гонораров при помощи этого сервиса. Заказчик в один клик ставит задачу исполнителям и за пару кликов переводит деньги за выполненную работу.
Solar Staff может быть не очень удобен для заказчика, если он не работает в этом сервисе. Заказчику нужно регистрироваться, заполнять профиль, приглашать исполнителя, создавать задачу, оплачивать услуги.
Риски: заказчик может отказаться пользоваться неудобным для него сервисом.
Как выйти на фриланс в книжной иллюстрации?
Работа для книжной иллюстрации (особенно для российского рынка) сильно отличается от остальных видов иллюстрации. В первую очередь это касается заработка и отношения к работе художника.
Книжный рынок очень специфический. Уже 10 лет как медленно умирает. И поэтому придётся смириться с небольшим заработком. В книгах платят сильно меньше, чем на телевидении, в рекламе, играх и других медиа. Мне кажется, расценивать работу иллюстратора в издательстве как бизнес сейчас бессмысленно. Сейчас это про любовь, а не про деньги.
Андрей Ферез, Иллюстратор
Однако процесс вхождения в книжную иллюстрацию не отличается от любого другого вида фриланса. Чтобы в вас поверили, надо сделать что-нибудь хорошее и качественное. И вполне возможно, за этим последуют другие предложения, более выгодные.
Перед началом работы Андрей советует обсудить с заказчиком деньги и сроки. Художник называет это «базовой техникой безопасности».
Договор с вами подпишут либо после очень убедительных эскизов, либо по факту выполнения работы. Если вы нарисовали то, что пойдет в тираж, вам обязательно заплатят. Потому как в противном случае вы у них сможете отсудить половину издательства. А если вы нарисовали то, что на книжку не поставят, то как ни танцуйте, денег не дадут.
Стоит внимательно относиться к проектам, которые отменяют или откладывают в долгий ящик. В таком случае «придётся торговаться». По словам художника, существует негласное правило: в случае отмены проекта должны платить половину. Хотя это правило работает не всегда.
Как найти зарубежных заказчиков
Процесс не сильно отличается от поиска заказчиков в СНГ. Миша Оплев советует найти компании, которые вам нравятся, потом найти художников, которые работают в этих компаниях (и тоже вам нравятся), сравнить свои навыки с навыками этих художников и поработать над портфолио. После того, как портфолио будет выглядеть не хуже, чем у других художников, можно начинать подавать заявки в разные компании и налаживать связи. Единственная разница — русский язык меняется на английский.
Миша советует заводить друзей внутри зарубежной индустрии, общаться с фрилансерами на аутсорсе. По его словам, вам не нужно знать всю индустрию лично, но нужно знать одного человека, который знает других людей, а те в свою очередь знают ещё кого-то. Таким образом работает правило шести рукопожатий. Отлично в этом плане помогает Discord и сервера известных художников и компаний, упомянутые выше.
Как хорошо нужно знать английский?
Если вы собираетесь работать с зарубежными клиентами — знание английского обязательно. Однако язык не нужно знать в совершенстве. Достаточно уметь донести мысль и объяснить что-то по заказу.
Можно общаться через Google-переводчик, ничего такого в этом нет. Но чем лучше уровень языка, тем более приятное впечатление вы сможете оказать на заказчика.
Дмитрий Бурмак, Художник Magic: The Gathering
Здесь можно обратиться к опыту аниматора Славы Кольченко (работал над аниме Jujutsu Kaisen, Attack on Titan TV-4, Black Clover). Он общается с японскими заказчиками, переводит ТЗ через интернет-переводчик и хорошо справляется с задачами.
Юлия Калашникова же считает, что косноязычие может отпугнуть потенциального заказчика, «который, как правило, пишет в чат, прежде чем оформлять заказ». Опять же, это не значит, что нужно знать разговорный английский в совершенстве. По словам Юлии, за полтора года фриланса ей ни разу не потребовалось говорить с кем-то голосом.
Профессия – художник
Так рисование стало превращаться из приятной подработки в основную деятельность. Появлялись крупные заказы, я совершенствовалась в своих навыках и постоянно училась. В это время стала бурно развиваться digital-иллюстрация. Я освоила Photoshop и стала брать небольшие заказы на баннеры и логотипы – конечно, сначала они не приносили много денег, но со временем стали значительным источником дохода.
Тем временем, моя учеба в институте наконец окончилась. Не могу сказать, что это были потраченные годы – полученные знания помогли мне в создании архитектурных иллюстраций. Но все же я вздохнула с облегчением и окунулась в любимую деятельность.
Кусочек рабочего процесса по росписи стен Irina Salvart
Затем было много-много курсов – все даже и не вспомню. Даже татуировки научилась бить 😊 Я жадно впитывала знания, рисовала по 12 часов в день. Параллельно брала заказы на роспись стен и интерьеров, изготовление декораций. В моем портфолио появились такие серьезные заказчики, как Цирк братьев Запашных, Музей Иллюзий, Московский Океанариум. Я и выполняла заказы сама, и руководила группой художников.
Мой третий опыт в татуировке. Irina Salvart
В чём особенности и как найти клиентов
С февраля 2022 года из-за событий в Украине многие иностранные компании и сервисы вводят ограничения для пользователей из России. Это коснулось всех, в том числе и художников, многие из которых работают на зарубежных заказчиков.
Мы провели опрос среди наших читателей и вот что выяснили:
- Почти 45% опрошенных рисуют для геймдев-студий. Студии либо располагаются за границей, либо работают на территории России на зарубежных заказчиков.
- Больше половины художников размещают свои работы в Инстаграме, где их находят заказчики. Сейчас эта площадка заблокирована Роскомнадзором, так как компания Meta, которая ей владеет, признана экстремистской организацией на территории России.
Результаты показывают популярность площадок среди художников. Инстаграм уступает только Артстейшену
С точки зрения получения оплаты тоже не все в порядке: ушли ряд сервисов типа Western Union, PayPal и QIWI, через которые многие художники получали оплату от зарубежных заказчиков. Для некоторых банков отключили систему SWIFT, это значит, что нельзя сделать перевод из-за границы на карты этих банков.
Все это значит, что художникам стало сложнее искать заказчиков и принимать от них оплату. Разбираемся, что еще работает, где можно выкладывать работы и как получать деньги.
Подготовка к фрилансу
Не переживайте, если у вас нет профильного образования. Юлия Калашникова сперва устроилась 3D-моделлером, потому что думала, что рисовать без высшего художественного образования — неправильно. Разговоры с коллегами-художниками по студии помогли ей понять, что осваивать 2D для нее — гораздо интереснее, чем заниматься 3D.
Профессия CG-художника опирается на тренировки и анализ работ мастеров больше, чем на теорию, которую вам прочтут в ВУЗе. Главное — фидбэк мастера по вашей работе.
Юлия Калашникова, Иллюстратор
Как подготовиться к фрилансу:
- Стоит организовать себе финансовую подушку безопасности хотя бы на несколько месяцев (лучше — больше), чтобы «не пришлось питаться хлебом с водой» в случае, если в начале будет трудно с заказами. Этот же подход поможет вам, если заработанные на заказах деньги будут задерживаться «в пути».
- Соберите и красиво организуйте своё портфолио (об этом мы рассказывали тут и тут): покажите ваш жанровый охват и то, как вы работаете с разными темами. Если у вас есть любимая тема — это обозначит вашу индивидуальность как автора, однако нужно показать, что вы можете её по-разному интерпретировать, менять настроение и подачу.
- Если вы хотите сотрудничать с конкретной компанией или студией, проанализируйте работы художников, которые там уже работают, и непосредственно проекты самой компании. Посмотрите их темы и сюжеты.
- Ольга Морозова советует сразу понять, что первое время вам, скорее всего, придётся рисовать совсем не то, что нравится, а то, что будет приносить деньги. Со временем это окупится. Вы приобретёте ценный опыт, повысите навыки и сможете постепенно переходить к более «личным» работам.
Небольшое упражнение от Дмитрия Бурмака: попробуйте описать словами то, что происходит на иллюстрациях других художников, в самых общих выражениях — одним-двумя предложениями. Представьте, что это описание — ваше задание. Попробуйте выполнить его иначе, с другой композицией, освещением, другим дизайном персонажей, но не хуже, чем в оригинале.
Когда портфолио будет готово, можно рассылать его студиям и выкладываться на специализированных сайтах (о них ниже).
Поначалу я брался за всё иллюстративное, и неважно, сколько за это платили. Старался рисовать как будто на более крупные суммы, чем предлагали на самом деле. Так я смог находить клиентов с большим и большим ценником.
Как распознать подозрительного или невменяемого клиента?
- Ольга Морозова советует обратить внимание на тон разговора. Чем официальнее или просто уважительнее к вам обращаются — тем лучше. А если видите письмо из разряда «чо каво, сделаешь работу до завтра?» — лучше пройти мимо.
- Стоит насторожиться, если во время разговора с заказчиком вы слышите фразы вроде: «работа на перспективу», «работа на репутацию», «работа по знакомству» и «деньги — не проблема» (при этом конкретные цифры не называются). Любые увиливания от финансового вопроса должны вас насторожить.
- Не стоит верить на слово представителям «известных компаний, которые пока что ищут инвестора». Бывали случаи, когда начинающие предприятия без денег создавали ложный имидж таких компании. Если заказчик уверяет, что он из «большой компании с рекордной выручкой», стоит поискать её название в интернете. Если у этой компании нет сайта, как и нет новостей о её успехах — у вас появится хороший повод отказаться. Подробнее об опыте работы с подобными компаниями можно почитать тут. В конце статьи есть небольшой тест, благодаря которому вы сможете рассчитать «опасность» потенциального заказчика.
- Стоит быть внимательными с бесплатными тестовыми заданиями, особенно когда вам предлагают сразу несколько штук.
Да, есть фирмы, которые эти бесплатные тестовые дают без грязных мыслей (хотя это всё равно дурной тон), но на фрилансе очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда заказчик просто набирает себе пачку бесплатных тестовых и сваливает в туман. А затем вы видите свои работы в каком-то продукте, или на майке, или где угодно ещё. Имейте это в виду.
Юлия Калашникова отмечает, что деловито настроенный человек будет дружелюбен, но если вас торопят с ответом, когда вы ещё даже не начали разговор, это может быть уже поводом ссылаться на занятость и отказаться от заказа до начала обсуждения. При этом она советует не осуждать заказчика заранее — постарайтесь относиться к нему дружелюбно, без особых подозрений.
Если вы сильно переживаете, что вас могут обмануть, Юлия предлагает взаимодействовать с заказчиками через фрилансерские платформы: например, на Fiverr и Upwork вас даже не смогут нанять без 100 % предоплаты на сайт, который удерживает эти деньги до полного одобрения работы.
Еще один совет — берите предоплату. Во-первых, так у вас будут средства на жизнь, а во-вторых, предоплата всегда подтверждает серьёзность намерений заказчика. Даже если заказчик обещает оплатить работу после её завершения — это стоит обдумать.
Разработали тактику
На основе всего проанализированного мы разработали воронку по фреймворку AARRR.
Контентная часть воронки этапа активации и удержания
Мы провели комплексный аудит проекта, ниши и конкурентов за 10 дней. Это помогло быстро выделить наиболее эффективные офферы, четко сегментировать ЦА и разработать воронку по привлечению в рассылку немотивированной аудитории. Всё: контент, таргет, инфлюенс, мессенджер-маркетинг через планомерный прогрев — закрывало подписчиков на продажу, что и являлось форвард-задачей проекта.
Анастасия Нестерова, проект-менеджер Студии Чижова
Сколько я беру за работу
Думаю будет логично рассказать о ценах на иллюстрации и от чего зависит цена. Я указываю цены «от». Почему так? Условный детский монстрик средней детализации может стоить 6000 рублей, на него уйдет 2-4 часа моей работы с комментариями заказчика. Персонаж для AAA онлайн-игры крайне высокой детализации иногда может стоить и 50.000 рублей только в одном ракурсе. Над ним буду трудиться я, 2 специалиста со стороны заказчика, и это может смело занять и все 20 часов.
Если иллюстратор активно участвует в выставках и у него есть условный Инстаграм с 300к+ подписчиками, начальная стоимость его работы может смело начинаться от 30.000₽. Просто за имя и, возможно, за какой-либо уникальный стиль. Покупать или нет – решать только вам.
Что же дальше?
Как и любой творческий человек, я люблю интересные крупные проекты, где можно развернуть креатив на полную. Поэтому я чаще участвую в долгосрочных проектах, чем беру разовые заказы. Например, сейчас у меня в работе комикс и серия персонажей для игры. И вот еще несколько самых крупных проектов, с которыми я работала за последние 2 года:
- Комикс на 120 страниц. Участвовала в разработке сюжета, продумывала персонажей, делала раскадровку и сами иллюстрации.
- Декорирование ТЦ к Новому году. Руководила группой художников, продумывала декорации, помогала их выполнять и закреплять.
- Более 150 сюжетов для мобильной игры по поиску персонажа. Рисовала и персонажей, и локации.
- Иллюстрации для приложения по макияжу и подбору причесок. Продумала более 70 вариантов причесок, стилей визажа и персонажей.
- Фотозона для салона красоты. Делала масштабный макет для украшения фотозоны – с сюжетом и орнаментом.
И, конечно, я всегда открыта новому. Пару месяцев назад открыла для себя NFT-арт – цифровое искусство. Подробнее о нем можно почитать здесь. И у меня уже есть первые успехи – пара проданных на Foundation работ.
Так все-таки рождаются художниками или становятся? Сложный вопрос. Да, за моими плечами – огромный опыт разнообразного художественного образования. Но каждый раз, осваивая новую технику, я училась заново. И параллельно встречала людей, которые тоже учились – но уже с нуля. И у них получалось не хуже. Так что, наверное, быть художником – это вкладываться в работу, посвящать много времени развитию и, конечно, очень стараться.
Надеюсь, вам было интересно узнать о моем пути. Если появились какие-то вопросы – задавайте в комментариях, обязательно отвечу.
Мессенджер-маркетинг проекта
Было принято решение помимо публикаций в группе в первый же месяц подключить мессенджер-маркетинг.
Важно было увеличить количество касаний с подписчиками, активировать холодную аудиторию, закрыть возражения и начать формировать отложенный спрос.
В апреле мы запустили конкурс и вели аудиторию в чат-бот, где напоминали о конкурсе дополнительно:
Также рассказывали о товаре в формате подборок:
И рассказывали об условиях заказа, сроках доставки и возможности заказать срочный портрет. Такой бот позволял подписчикам моментально получить ответы на самые частые вопросы без привлечения менеджера.
Письмо с частыми ответами на вопросы
Письмо с предложением воспользоваться бонусами
Во втором месяце мы внесли изменения в тактику мессенджер-маркетинга, добавили больше экспертного контента и усилили этап удержания и активации, чтобы подтолкнуть к покупке подписчиков, которые уже подписались на группу, но еще не совершили покупку.
Для воронки с рассылкой мы сменили оффер, сделали несколько призов в розыгрыше и добавили в рассылку оффер дополнительной выгоды: не дожидаясь итогов розыгрыша, все участники могли воспользоваться специальной выгодной скидкой на заказ. Помимо этого, мы активировали работу по старой базе подписчиков и постоянно продолжали подогревать том числе и их.
Виктория Пинина, контент-менеджер Студии Чижова
Письмо с отработкой возражений
Отзывы — обязательная часть рассылки
Мессенджер-маркетинг на проекте привлек большее число аудитории к участию в конкурсах, помог увеличить количество заявок и сформировать отложенный спрос от пользователей, которые заинтересовались предложением, но у которых нет повода сделать покупку прямо сейчас.
Где размещать работы и искать заказы
Из-за того, что часть сервисов заблокированы, становится актуальным вопрос, где выкладывать работы и вести портфолио, чтобы заказчики могли найти художника.
Есть два варианта:
ВКонтакте — крупнейшая российская соцсеть. Можно выкладывать работы на своей странице или создать отдельную группу. Также можно общаться в пабликах, посвященных цифровому рисованию и поиску работы в этой сфере.
gamedev.ru — площадка для обсуждения всего, что связано с разработкой игр. Художники могут вести свой профиль, а работодатели выкладывают вакансии в разделе «работа».
Render.ru — один из старейших российских ресурсов, посвященный компьютерной графике и анимации. Художник может вести свой блог, выложить резюме и искать вакансии.
ArtStation — крупная соцсеть для художников. В ней удобно вести портфолио. Сеть международная, поэтому есть большой шанс попать на глаза иностранным заказчикам.
DeviantArt — еще одна соцсеть для художников, а также иллюстраторов и фотографов. По сути это онлайн галерея, где можно демонстрировать свои работы, а также общаться с коллегами по цеху.
иллюстраторс.ру — сообщество русскоязычных иллюстраторов. Еще один ресурс, на котором можно вести портфолио, а также участвовать в конкурсах.
freelancer — сайт для предложения и поиска работы на фрилансе, а том числе и для художников.
Рекламная тактика проекта
На этапе привлечения на протяжении всех трех месяцев работали с основными рекламными сегментами аудитории, которые сразу показали хорошие результаты.
В первый месяц также тестировали аудиторию девушек, у чьих мужей или парней скоро день рождения, но эта аудитория не показала хороших результатов.
В первом и втором месяце мы работали с длинной воронкой: предлагали забрать сертификат на 1000 рублей за подписку на рассылку или приглашали поучаствовать в розыгрыше портрета и также вели в рассылку, где уже прогревали аудиторию до покупки.
Пример рекламного объявления с конкурсом
Пример рекламного объявления с розыгрышем сертификата
В третьем месяце мы масштабировали связку, которая дала наиболее мощный результат.
Рекламная публикация с акцией «Второй портрет в подарок»
На третий месяц работы мы отказались от рассылки и перешли на более короткую воронку. Мы взяли самый мощный оффер, рассказали про наши УТП, масштабировали рабочие связки на прямую продажу, которые мы тестировали в первые 2 месяца работы, и получили большое количество заявок
Егор Стемпковский, трафик-менеджер Студии Чижова
На каких сайтах выкладывать работы и искать заказы?
Основные площадки, где можно выкладывать портфолио и искать вакансии:
- ArtStation — крупнейшая соцсеть для художников. Можно общаться, делиться работами и постепенно пополнять своё портфолио. Рекрутеры из большинства компаний и студий в первую очередь ищут новые таланты именно на ArtStation. Конкретно по этому ресурсу есть подробный гайд.
- DeviantArt — некогда очень популярная соцсеть для художников разного уровня, которую затмил ArtStation. Несмотря на спад популярности, площадку также можно использовать для поиска заказов и размещения портфолио.
- LinkedIn (недоступен на территории РФ) — социальная сеть для поиска работы на профессиональном уровне и налаживания деловых связей. В приоритете пользователи с богатым рабочим опытом.
- Behance — бесплатный и удобный сервис для размещения портфолио (от изображений до видео).
- Render.ru — один из первых больших ресурсов для цифровых художников в российском интернете. Помимо статей и уроков, сайт выпускает цифровой журнал, проводит конкурсы и размещает вакансии.
- ВКонтакте — одна из самых популярных соцсетей в СНГ. Можно общаться, делиться контентом и искать работу в тематических группах и пабликах. Например — Работа в геймдеве, InGame Job и Клуб фрилансеров.
- gamedev.ru — специализированный сайт для разработчиков игр. Можно почитать новости индустрии, посмотреть уроки и откликнуться на различные вакансии с форума.
Фриланс-биржи для поиска заказчиков напрямую:
Юлия Калашникова в начале своего пути фрилансера разместила работы на fiverr, upwork и freelancer. Там ваше портфолио будет выступать своего рода «лицом». Потом на аккаунт добавятся и работы, которые вы сделаете для заказчиков. Больше всего заказов будет приносить тот фрилансерский сайт, в который вкладывается больше усилий.
Художники советуют выкладывать работы как минимум на нескольких разных площадках — и везде писать, что вы ищете работу.
Прежде чем выбрать одну платформу, нужно попробовать всё. Во-первых, вы никогда не знаете, где лучше приживётесь. Во-вторых, заказ может прилететь внезапно откуда угодно. Когда вы новичок — жизненно необходимо хвататься практически за всё подряд.
Ольга Морозова, Художница Allods Team
Как только у вас будет достаточное количество выполненных заказов и определённый имидж, можно заниматься соцсетями и фриланс-сайтами не так плотно, как в начале. Заказчики будут находить вас сами.
Сейчас заказчики мне пишут сами, но году в 2018-м приходилось самостоятельно искать заказы. В начале сидела на GameDev.ru — это площадка с предложениями о работе. Там нашла две вакансии — одну по подряду, а вторую в офисе. Но это площадка на крайний случай, я бы сказала, как и freelancer.ru, потому что цены низкие, неликвидные и работа не особо интересная.
Есть и сервисы для финансирования вашей работы напрямую от аудитории:
- Patreon — позволяет авторам контента получать ежемесячные пожертвования от фанатов. По заявлениям самой платформы, один спонсор на Patreon приносит больше дохода, чем один подписчик на любой другой платформе.
- Ko-fi — аналог Patreon, который не обязывает пользователей подписываться на нравящегося им автора на постоянной основе. Вместо подписки — разовые пожертвования. Многие сравнивают Ko-fi с «баночкой для чаевых».
- Gumroad — универсальная площадка, которая позволяет авторам продавать любой цифровой контент и зарабатывать. Через Gumroad продают не только изображения и видео, но и фото, музыку, тексты. Особой популярностью на площадке пользуются туториалы.
- YCH.Commishes — площадка-аукцион для продажи адоптов (дизайны персонажей, которые художники продают пользователям для дальнейшего использования) и ючей (простые или сложные позы в готовом окружении, в них художники вписывают готовых персонажей, предоставляемых заказчиками). YCH.Commishes в основном используют для продажи персонажей-людей, а для продажи фури (антропоморфных животных) часто используют площадку FurAffinity.
Как себя рекламировать и раскручивать «личный бренд»?
Главное — осознать, что поначалу львиную долю времени вы будете проводить в поисках возможности заработать. Если вы — фрилансер, то вам придётся быть и агентом, и менеджером, и SMM-специалистом.
Моя методика нахождения клиентов — «рисуй как можно лучше и пиарь себя» через портфель на ArtStation и блог в Твиттере. Продвигайте свой Твиттер через популярные арт-теги (#PortfolioDay, #Artvsartist, #NobodyArtistClub, которые актуальны только в те дни, когда эти флешмобы запускаются), попутно продвигая свою «станцию» и портфолио.
Наташа Нанук, Художница
- Важно понимать свою целевую аудиторию и её предпочтения.
- Работайте на свои социальные сети каждый день (постить-отвечать-постить-отвечать). Нужно выкладывать работы с определенным постоянством и не забрасывать аккаунты надолго.
- Ищите популярные группы, которые могут вас опубликовать и тем самым обеспечить приток новых пользователей.
- Всегда подписывайте свои работы, чтобы заказчику было проще вас найти по нику или ссылке, даже если вашу картинку запостили на сторонний ресурс.
Главное, чтобы люди на этом сервере занимались тем же, чем и вы. Но вам придётся говорить на английском языке. Сначала можно посидеть, почитать и пописать, а потом, со временем, и начать разговаривать. Это сложный вариант, но так у вас будет больше шансов получить работу.
Миша Оплев, Художник-фрилансер
Не стоит забывать и про личное общение с заказчиками, представителями разных компаний и издательств. Если вы приятный, общительный художник, который выполняет заказы в срок — довольные заказчики вас обязательно позовут ещё поработать. Также заказчик может вас порекомендовать другому заказчику, а художник, с которым вы хорошо общаетесь — дать личную рекомендацию в студию. Такие рекомендации — не основной, но один из самых надёжных способов поиска новых сотрудников.
Наташа Нанук отмечает, что полезно сидеть на арт-стримах популярных художников, которые вам нравятся:
У них обычно очень большая аудитория и есть дискорды, в которых подписчики делятся своими работами. Есть также дискорды всяких школ. Если проходите курсы, не пренебрегайте ими — там тоже можно показать свою работу и набрать лайков.
Прописали скрипты обработки заявок
Очень важным этапом в работе над проектом стало прописывание скриптов для менеджеров по продажам.
Изначально для того, чтобы получать максимальную конверсию в покупку, в скрипте не хватало нескольких деталей.
— Не было выстроенной системы отработки возражений.
— Была нарушена частота коммуникации с подписчиками, оставившими заявку.
Поскольку у нашей команды есть огромный опыт в обработке заявок в соцсетях, мы помогли исправить ситуацию и прописали новый скрипт для менеджеров.
Что сделали в новом варианте скрипта:
— Разработали эффективную систему отработки возражений.
— Продумали короткие и эффективные ответы на разные запросы пользователей.
— Выстроили оптимальную систему дожима, которая не вызывает негатива у пользователей.
Мы создали уникальную, под заказчика, матрицу быстрых ответов, где в зависимости от запроса потребителя у продажника выстраивалась сразу же вся схема диалога вплоть до заключения сделки.
Часть матрицы скриптов с ценами
Часть матрицы скриптов с отработкой возражений
Это дало свои результаты уже на втором месяце работы: CR из заявки в продажу поднялся с 17 до 30%, стало меньше отписок и блоков, что говорит о возросшей лояльности аудитории после введения новых скриптов.
Вывод
Сейчас сложная ситуация у многих бизнесов и результат нужно давать сразу. Именно для этого мы переориентировались в проекте с длинной воронки на короткую.
Когда делали экшен-план в самом начале работы с клиентом, главная ставка была на длинную воронку с прогревом в рассылке, так как продукт ситуативный: кто-то хочет сделать подарок без повода, кто-то хочет сделать его на какой-либо праздник, который будет через несколько месяцев. Где-то 80% мы решили потратить на этап привлечения и лишь 20% на прямые продажи.
Егор Стемпковский, трафик-менеджер проекта:
На второй месяц работы мы продолжили работать с воронкой на привлечение в рассылку: сделали более масштабный конкурс с несколькими призовыми местами. Но, проанализировав цифры по первому месяцу, решили, что важно перераспределить бюджет: 50% на привлечение, 50% на прямые продажи.
По итогу рассылка начала давать хорошие результаты, но этого было недостаточно, нужен был результат здесь и сейчас.
В новых реалиях важно быстро адаптироваться и искать новые пути к получению результата. Получить большое количество заявок за месяц — это реально круто, но работать вдолгую, собирать базу лояльных клиентов и за счёт этого снижать стоимость продажи — ещё круче.
Важно понимать, что SMM — это работа вдолгую, поэтому нужно было использовать и длинные воронки с прогревом в рассылке, чтобы постепенно масштабировать продажи и снижать стоимость.
Таким подходом мы формируем отложенный спрос и постепенно формируем желание заплатить у подписчика, увеличивая будущую прибыль.
Получили результаты
Нужен результат здесь и сейчас? Тогда обращайтесь в Студию Чижова!
Отдельная благодарность генеральному директору Василию Ильяшову и его партнеру Наталье Батаевой за успешное и продуктивное сотрудничество!
Над проектом работали
Никита Куракин, руководитель проектной группы
Павел Запольский, дизайнер
Катя Абросимова, автор кейса
Максим Ромаданов, главный редактор