Описание личности плюшкина
Гоголь делает акцент на неряшливости, хозяйственной нерадивости и неимоверной скупости Плюшкина. Когда-то эта скупость была бережливостью, но сейчас эта черта разрослась настолько в своей патологической форме, что стала напоминать жестокость. Амбары помещика ломятся от продуктов, однако крестьяне деревни Плюшкина при этом голодают.
Деревня Плюшкина насчитывает около тысячи душ (хотя Собакевич назвал другую цифру – 800 человек), которые и тянут хозяйство скупца. Несмотря на состоятельность и богатство, Плюшкин выглядел, как нищий. Когда Чичиков впервые увидел помещика, то подумал, что если бы старик встретился ему около церкви, то Чичиков спутал бы Плюшкина с бедняком.
Старику уже перевалило за шестьдесят. Первое впечатление Чичикова о помещике – спутанное: возраст и скупость изменили героя до неузнаваемости. Настолько, что Плюшкин стал походить скорее на женщину, чем на мужчину. При ближайшем рассмотрении лицо помещика неряшливо и небрито, глаза – маленькие и тусклые, а кожа напоминает наждачную бумагу. Зубы у Плюшкина давно повыпадали.
Личность Плюшкина ярко характеризует сосед-помещик по фамилии Собакевич:
…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха…
Также Собакевич называет Плюшкина мошенником, по которому плачет тюрьма, скрягой, который заставляет крестьян голодать. Чичиков же считал, что Плюшкин заменил добродетели понятием экономии и порядка.
Образ плюшкина в поэме "мертвые души": описание внешности и характера в цитатах
“Лицо его не представляло ничего особенного”, “лицо Плюшкина […] стало еще бесчувственней и еще пошлее…”
“…более тысячи душ…”
Он не способен на глубокие человеческие чувства:
“…человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно …”
Он живет бесцельной жизнью и прозябает на свете, по словам автора:
“Он еще до сих пор прозябает на свете…”
Помещик Плюшкин является мелочным человеком:
“И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!…”
Он является жестоким и равнодушным человеком. Он равнодушен даже к родному сыну:
“…сын его проигрался в карты; он послал ему от души свое отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете или нет…”
Плюшкин является недоверчивым человеком:
“Им ни в чем нельзя доверять…” (Плюшкин о крестьянах),
“… сторожа, которые стояли на всех углах…” (сторожа стоят у кладовок)
Он любит прибедняться:
“… а у меня есть и самому нечего…”,
“… сена хоть бы клок в целом хозяйстве! […] землишка маленькая …” (Плюшкин о себе)
Плюшкин является верующим человеком:
“… да благословит вас Бог …” (слова Плюшкина),
“… ведь что ни говори, а против слова-то Божия не устоишь…”
Внешность и состояние костюма
Плюшкин наделен в поэме женообразными чертами. У него продолговатое и излишне худое лицо. Плюшкин не обладал отличительными чертами лица. Николай Васильевич утверждает, что его лицо мало чем отличалось от лица других стариков с исхудалыми лицами.
Отличительной чертой внешности Плюшкина был непомерно длинный подбородок. Помещику приходилось прикрывать его платком, чтобы не оплевать. Образ дополняли маленькие глаза. Они еще не лишились своей живости и были похожи на маленьких зверьков. Плюшкин никогда не брился, отросшая его борода выглядела не самым привлекательным образом и напоминала скребницу для лошадей.
Зубов у Плюшкина не было ни одного.
Костюм Плюшкина желает выглядеть лучше. Честно сказать, назвать его одежду костюмом невозможно – у нее настолько заношенный и странный вид, что напоминает лохмотья бродяги. Обычно Плюшкин одет в непонятной формы платья, похожее на женский капот. Шапка его также была позаимствована из женского гардероба – это был классический колпак дворовых баб.
Состояние костюма было просто ужасным. Когда Чичиков увидел Плюшкина впервые, то долго не мог определить его пол – Плюшкин по своему поведению и внешнему виду очень напоминал ключницу. После того, как личность странной ключницы была установлена, Чичиков пришел к итогу, что Плюшкин совсем не похож на помещика – если бы он находился возле церкви, то его можно было бы легко принять за нищего.
Восприятие:
По мнению некоторых исследователей творчества Н. В. Гоголя, образ этого полупомешанного помещика-скопидома является наиболее ярким и удачным в описании «деловых партнёров» Чичикова в поэме «Мёртвые души» и представлял наибольший интерес для самого писателя.
В литературной критике сложилось восприятие этого необычного персонажа Н. В. Гоголя как некий эталон скопидомства, жадности и крохоборства. Сам же писатель несомненно интересуется и историей превращения этого, в молодости образованного и неглупого человека в ходячее посмешище даже для собственных крестьян и в больную, злокозненную личность, отказавшуюся от поддержки и участия в судьбе своих собственных дочерей, сына и внуков.
В русском разговорном языке и в литературной традиции имя «Плюшкин» стало нарицательным обозначением для мелочных, скупых людей, охваченных страстью к накопительству ненужных им, а подчас и совершенно бесполезных вещей. Его поведение, описанное в поэме Н. В.
В лице героя «Мертвых душ» Плюшкина вывел Гоголь скрягу-психопата. Он указал в этом жалком старике ужасные следствия страсти «приобретать» без цели, – когда само приобретение делается целью, когда теряется смысл жизни. В «Мертвых душах» показано , как из разумного практического человека, нужного для государства и семьи, Плюшкин обращается в «нарост» на человечестве, в какую-то отрицательную величину, в «прореху»… Для этого ему нужно было только утратить смысл жизни.
Прежде он работал для семьи. Его идеал жизни был тот же, что и у Чичикова , – и Плюшкин был счастлив, когда шумная, радостная семья встречала его, возвращающегося отдохнуть домой. Потом жизнь его обманула, – он остался одиноким, злобным стариком, для которого все люди казались ворами, лгунами, разбойниками.
Некоторая наклонность к черствости с годами увеличивалась, жестче делалось сердце, тускнел прежде ясный хозяйственный глаз, – и Плюшкин потерял способность различать крупное от мелкого в хозяйстве, нужное от ненужного, – все внимание, всю свою бдительность устремил он на домашнее хозяйство, на кладовые, ледники… Крупным хлебным хозяйством он перестал заниматься, и хлеб, главное основание его богатства, годами гнил в сараях.
Зато Плюшкин собирал всякую рухлядь в своем кабинете, даже у своих же мужиков крал ведра и другие вещи… Он терял сотни, тысячи, так как не хотел уступить копейки, рубля. Плюшкин совсем выжил из ума, и душа его, никогда не отличавшаяся величием, совсем измельчала и опошлела.
Плюшкин. Рисунок Кукрыниксов
Плюшкина можно сопоставить со «скупым рыцарем» , с тою только разницей, что у Пушкина «скупость» представлена в трагическом освещении, – у Гоголя в комическом. Пушкин показал, что сделало золото с человеком доблестным, человеком крупным, – Гоголь в «Мертвых душах» показал, как извратила копейка обыкновенного, «среднего человека»…
Произведение:
Мертвые души
Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.
Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.
Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.
Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.
Все тесты
- Тест на темуАнализ стихотворения «Бабье лето» Д. Аминадо5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Соловьи» А. Фатьянова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «У птицы есть гнездо» И. Бунина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Братские могилы» В. Высоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Ты кончил жизни путь» Д. Байрона5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Родное» Д. Мережковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф. Сологуба5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Знайте» З. Гиппиус5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Честная бедность» Р. Бернса5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Песня о друге» В. Высоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не надо звуков» Д. Мережковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Привет, Россия» Н. Рубцова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» А. Ахматовой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Перемена» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи к Блоку» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Клеветникам России» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Завещание» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Москве» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «И. И. Пущину!» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «День и ночь» Ф. Тютчева5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Весна в лесу» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Люблю» В. Маяковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» К. Кулиева5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Русь» А. Блока5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Ночь» В. Маяковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения Жуковского «Приход весны»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения Анны Ахматовой «Сероглазый король»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Июль – макушка лета…»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушкины сказки» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Снежок» Н. Некрасова1 вопрос
- Тест на темуАнализ стихотворения «По вечерам» Н. Рубцова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Цветы последние милей…» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Снега потемнеют синие» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Осень» Н. Карамзина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» А. Ахматовой5 вопросов
Занятия плюшкина с точки зрения психоанализа?
В предыдущей цитате Гоголь раскрыл (хоть и частично) занятия главного героя. После того, как Плюшкин остался один, помещик, вероятно, стал заполнять дыру, возникшую в душе, вещами. В действительности, для Степана не имело значения, что именно это за вещи.
Основная идея – в накоплении вещей. Помнится, Эрих Фромм в любопытном психоаналитическом анализе раскрыл сущность накопления предметов и коллекционирования. Приведем размышления исследования. По мнению Фромма, собирательство предметов – это разновидность «некрофилии», то есть любви или страсти к неодушевленному предмету.
Однако точке зрения Фромма нашлась и противоположность: собирательство вещами и обмен предметами, скорее, намекает на жизнь, ведь обмен веществ в организме, накопление и оборот энергии – это основные признаки живого существа. Коллекционеры, собирателя обращают внимание на «ненужные» вещи: так же и Гоголь описывает, что Плюшкин собирал, накапливал, на первый взгляд, странные, нефункциональные вещи:
…это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам, домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик…
Главное занятие Плюшкина – собирательство. В рамках психоанализа это увлечение или практика получили особое значение. Некоторые психоаналитики, вроде Карла Абрахама, сводили страсть к накоплению или собирательству предметов к нереализованному сексуальному влечению. Таким образом, желание собирать вещи представлялось символическим суррогатом физиологической страсти.
История создания
Идея, легшая в основу произведения, принадлежит Александру Пушкину. Однажды великий русский писатель рассказал Николаю Гоголю историю мошенничества, которую услышал во время кишиневской ссылки. В молдавском городе Бендеры в последние годы умирали исключительно люди военных званий, обычные смертные не торопились на тот свет.
Гоголь счел идею гениальной и, поразмыслив, выдумал сюжет, в котором главным действующим лицом стал предприимчивый человек, который обогащался за счет продажи «мертвых душ» в опекунский совет. Задумка показалась ему интересной потому, что открывала возможность создать эпичное произведение, показать через россыпь персонажей всю Россию-матушку, о чем писатель давно мечтал.
Работа над поэмой стартовала в 1835 году. В то время большую часть года Николай Васильевич проводил за границей, пытаясь забыть скандал, который разразился после постановки спектакля «Ревизор». По замыслу сюжет должен был занять три тома, а в целом произведение определялось как комическое, юмористическое.
Однако ни тому, ни другому не суждено было сбыться. Поэма получилась мрачной, обнажающей все пороки страны. Рукопись второй книги автор сжег, а к третьей так и не приступил. Конечно, в Москве наотрез отказались печатать литературный труд, но помочь писателю вызвался критик Виссарион Белинский, похлопотав перед петербургскими цензорами.
Чудо свершилось – поэму разрешили публиковать, только с условием, что название обретет маленькое дополнение для отвода глаз от поднятых серьезных проблем: «Похождения Чичикова, или Мертвые души». В таком виде в 1842 году поэма и отправилась к читателю. Новый труд Гоголя вновь оказался в эпицентре скандала, ведь помещики и чиновники ясно увидели в нем свои образы.
Идею Гоголь вынашивал блестящую – сначала показал недостатки русской жизни, затем планировал описать пути воскрешения «мертвых душ». Часть исследователей связывают замысел поэмы с «Божественной комедией» Данте Алигьери: первый том – это «ад», второй – «чистилище», а третий – «рай».
Предполагают, что Плюшкин должен был преобразиться из жадного старика в странника-благодетеля, который старается всячески помочь беднякам. Но Николай Гоголь так и не сумел убедительно описать пути перерождения людей, в чем после сожжения рукописи признавался сам.
Картинка к сочинению образ плюшкина в поэме мертвые души
Отношение к крепостным
Во владении Плюшкина находится большое число крепостных – около 1000 человек. Конечно, забота и корректировка работ такого количества людей требуют определенных сил и умений. Однако говорить о положительных достижениях деятельности Плюшкина не приходится.
Со своими крестьянами Плюшкин обходится необходительно и жестоко. Они мало чем внешне отличаются от своего хозяина – одежды их порваны, дома обветшали, а сами люди безмерно тощие и голодные. Время от времени кто-то из крепостных Плюшкина решается на побег, ибо жизнь беглеца становится более привлекательной, чем крепостного Плюшкина.
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Акакия Акакиевича в повести Николая Васильевича Гоголя “Шинель”.
Крестьянские дома выглядят еще хуже усадьбы помещика. В деревне невозможно найти ни одного дома с целой крышей – дождь и снег свободно проникают в жилище. Окон в домах тоже нет – дыры в окнах заделаны тряпками или старой одеждой.
Плюшкин крайне неодобрительно отзывается о своих крепостных – в его глазах они лентяи и бездельники, но на самом деле это клевета – крепостные Плюшкина усердно и честно работают. Они сеют зерно, молят муку, сушат рыбу, изготавливают ткани, делают из дерева различные предметы обихода, в частности посуду.
По мнению Плюшкина, его крепостные самые вороватые и неумелые – они все делают как-нибудь, без усердия, к тому же, постоянно обворовывают своего хозяина. На самом деле все не так: Плюшкин настолько запугал своих крестьян, что они готовы умирать от холода и голода, но не возьмут ничего из складских помещений своего помещика.
Таким образом, в образе Плюшкина воплотились качества жадного и скупого человека. Плюшкин не способен испытывать привязанность к людям или хотя бы симпатию – он враждебно настроен ко всем абсолютно. Сам себя он считает хорошим хозяином, но на самом деле это самообман. Плюшкин не заботится о своих крепостных, он морит их голодом, незаслуженно обвиняет их в воровстве и лени.
Поместье плюшкина
Как бы Плюшкин ни сетовал по поводу его занятости поместьем, стоит признать, что в качестве помещика Плюшкин был не самым лучшим и талантливым.
Его большое поместье мало чем отличается от заброшенного места. Ворота, изгородь вдоль огорода прохудились до невозможности – в некоторых местах изгородь завалилась, образовавшиеся дыры никто не спешил заделывать.
На территории его селения раньше были две церквушки, но сейчас они находятся в запустении.
Дом Плюшкина находится в ужасном состоянии – вероятно, его не ремонтировали уже много лет. С улицы дом похож на нежилой – окна в усадьбе были заколочены, открывалось всего несколько. В некоторых местах появилась плесень, дерево обросло мхом.
Внутри дом выглядит не лучше – в доме всегда темно и холодно. Единственная комната, в которую проникает естественный свет – комната Плюшкина.
Весь дом похож на свалку мусора – Плюшкин никогда ничего не выбрасывает. Он думает, что эти вещи ему могут еще пригодиться.
В кабинете Плюшкина тоже царит хаос и беспорядок. Здесь стоит сломанный стул, который уже невозможно починить, часы, которые не идут. В углу комнаты находится свалка – что лежит в куче сложно разобрать. Из общей кучи выделяется подошва от старой обуви и сломанный черенок лопаты.
Кажется, что в комнатах никогда не убиралось – повсюду была паутина и пыль. На письменном столе Плюшкина также не было порядка – бумаги там лежали вперемешку с мусором.
Последняя капля
Раздражение прорвалось, когда в N 11 своего альманаха за 1843 год Погодин без разрешения Гоголя опубликовал литографию П.С. Зенькова с портрета писателя работы А.А. Иванова. На портрете Гоголь был изображен, по мнению оригинала, «неряхой в халате, с длинными взъерошенными волосами и усами». А главное — писатель не хотел, чтобы портрет автора публика увидела раньше, чем его главную книгу.
Свое негодование литератор выплеснул не только в письмах друзьям (Языкову, Шевыреву и др.), но и в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Упрекнул Погодина в «неряшестве», с которым он «высказывает себя» перед читателем, прошелся по его взглядам и морали, сказал о «подкупном патриотизме»… Довершил дело длинной уничижительной дарственной надписью на экземпляре книги:
Русская интеллигенция всегда ссорится многословно и запальчиво. Погодина упреки глубоко потрясли. Из дома на Девичьем Поле в конце 1848 года Гоголь съехал. В своей резкости, насколько известно, раскаивался и даже хотел написать хвалебную статью «О достоинстве сочинений и литературных трудов Погодина» — чтобы и принципами не поступиться, и обиду сгладить. Но руки не дошли.
Здоровье его ухудшалось, душевное состояние тоже. Умер Гоголь в феврале 1852 года в доме графов Толстых на Никитском бульваре. До последних минут за ним ухаживала Елизавета Фоминична Вагнер. Теща Погодина…
Привычки героя «мертвых душ»
Гоголь не оставляет читателя и без описания привычек и внешности Плюшкина. Прежде всего, писатель останавливается на жадности персонажа, которая доходила до маниакальных пределов:
…он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу…
Собственно, такое вот своеобразное собирательство и коллекционирование представлялось основным занятием Плюшкина. Однако на этой черте героя мы еще остановимся ниже. Что касается внешности Плюшкина, но лицо Степана не привлекало никакими особенными характеристиками.
Плюшкин выглядел худощавым стариком с сильно и далеко выступающим костлявым подбородком. Внимание, пожалуй, привлекали миниатюрные глаза помещика, бегающие туда-сюда. Брови у Плюшкина поднимались довольно высокого над этими маленькими глазами, поэтому казалось, что герой всегда удивлен чем-то.
Больше внимания Гоголь уделил описанию одежды героя. Наряд Плюшкина, видимо, был настолько стар, что оказывалось невозможным понять, из какой материи эти одежды сшиты. Засаленные полы, поношенный халат, четыре части полы вместо двух – так описывает писатель одежду Плюшкина. На шее у старика «красовалось» нечто, похожее на повязку или старый рваный чулок.
Усадьба и хозяйство плюшкина
Гоголь описывает Плюшкина человеком, у которого в молодые годы все дела были схвачены. Живость и размеренность – отличительные черты хозяйства помещика – того, которое некогда наблюдали соседи героя. Автор упоминает об обширности домовладения помещика: здесь и мельница, и валяльня, суконное производство и прядильня.
Хозяйство Плюшкина в период после кончины супруги и ухода детейКогда жена гоголевского героя умерла, все бремя ведения хозяйства легло на плечи Плюшкина. Вдовство сделано хозяина более скупым и подозрительным, что, однако, следуя логике Гоголя, характеризовало всех вдовцов.
С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец, остались только два <…> с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчив становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения…
Плюшкин совершенно никак не сбывал продукцию, производившуюся в поместье. Предметы накапливались и пропадали, постепенно приходя в негодность. При этом хозяин не менял привычного уклада жизни деревни, которой владел. Например, крестьяне облагались такими ж податями и оброками, ткачи ткали такое же количество тканей, как и при жизни хозяйки.
…все становилось гниль и прореха, и сам он (Плюшкин) обратился наконец в какую-то прореху на человечестве…
Характер героя
Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.Какие черты можно выделить в характере персонажа:
Неправильная самооценка.
За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.
Желание скрыть от других свое состояние.
Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.
Жестокость и равнодушие.
Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.
Подозрительность и беспокойство.
Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.
Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано.
Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.
Цитатная характеристика плюшкина
Возраст Плюшкина | седьмой десяток живу! |
Первое впечатление | Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины Ой, баба! ой, нет! [] Конечно, баба! (Чичиков о внешности П.) По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница |
Внешность | это был скорее ключник, чем ключница: [] весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей такого он [Чичиков] еще не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать, маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было |
Одежда | Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги, назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик |
Личность и характер | восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха! Мошенник [] Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом (Собакевич о П.) человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине скрягу Плюшкина [] того, что плохо кормит людей?.. у него, точно, люди умирают в большом количестве? (Чичиков) Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два с каждым годом [] мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения это бес, а не человек (мнение покупателей о П.) слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок» (Чичиков о П.) |
Дом Плюшкина | Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнешь топить, еще пожару наделаешь |
Комната Плюшкина | он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель (впечатление Чичикова) Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе |
Деревня и усадьба Плюшкина | Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо, многие крыши сквозили, как решето, на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном, балкончики под крышами с перилами [] покосились и почернели даже не живописно Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, – наполняла двор, возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! |
Крестьяне Плюшкина | А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, – все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить (П. о своих крестьянах) |
Плюшкин о прошлом | А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты (Плюшкин в прошлом) две миловидные дочки [] сын, разбитной мальчишка добрая хозяйка умерла (о жене Плюшкина) |
Жадность Плюшкина | Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. [] Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость [] Наконец последняя дочь [] умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, – но ему и этого казалось мало сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего |
Экранизации
Произведение Гоголя ставилось в российском кино пять раз. По мотивам повести также создали два мультфильма: «Похождения Чичикова. Манилов» и «Похождения Чичикова. Ноздрев».
«Мертвые души» (1909)
В эпоху становления кинематографа запечатлеть на пленку похождения Чичикова взялся Петр Чардынин. Немая короткометражка с урезанным гоголевским сюжетом снималась в железнодорожном клубе. А поскольку опыты в кино еще только начинались, лента получилась неудачной из-за неправильно подобранного освещения. В роли скупого Плюшкина выступил театральный актер Адольф Георгиевский.
«Мертвые души» (1960)
Фильм-спектакль по постановке МХАТа снял режиссер Леонид Трауберг. Через год после премьеры картина получила «Приз критики» на фестивале в Монте-Карло.
В фильме снялись Владимир Белокуров (Чичиков), Борис Ливанов (Ноздрев), Анастасия Зуева (Коробочка) и даже Юрий Никулин (скромная роль официанта, актер даже не попал в титры). А Плюшкина блестяще сыграл Борис Петкер.
«Мертвые души» (1969)
Еще один телевизионный спектакль, который задумал режиссер Александр Белинский. По оценкам киноманов, эта экранизация – лучшая из кинопостановок нетленного произведения.
В ленте тоже задействованы яркие актеры советского кинематографа: Павел Луспекаев (Ноздрев), Олег Басилашвили (Манилов), Игорь Горбачев (Чичиков). Роль Плюшкина досталась Александру Соколову.
«Мертвые души» (1984)
Сериал из пяти эпизодов, снятый Михаилом Швейцером, показывали по центральному телевидению.
В жадного помещика перевоплотился Иннокентий Смоктуновский.
«Дело о «Мертвых душах» (2005)
Последняя на сегодня киноработа, которая представляет фантазию на знаменитые произведения Гоголя – «Ревизор», «Записки сумасшедшего», «Мертвые души». Таким необычным миксом решил порадовать зрителя Павел Лунгин, для убедительности собрав на съемочной площадке цвет современного кино.
На экране появляются Александр Абдулов в роли Ноздрева, Константин Хабенский в образе Чичикова, Нина Усатова, из которой вышла отличная жена губернатора. Также зрители любуются игрой Леонида Ярмольника – актера именуют в картине Плюшкиным.