Бакалавры плавно перетекут в магистратуру, и все это назовет специалитетом

Программ всего три.

Академик Виктор Садовничий представил несколько сценариев развития высшего образования в России. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Острая дискуссия о необходимости перехода к собственной образовательной системе в связи с выходом России из Болонского процесса состоялась на слушаниях в Госдуме РФ во время парламентских слушаний на тему реформирования высшего образования в РФ.

В обсуждении, какой будет система высшего образования, приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций.

Во время слушаний были сделаны жесткие политические заявления. С высокой трибуны призвали увольняться (или увольнять, если они сами не хотят уйти) преподавателей вузов, заведующих кафедрами, деканов и т.д., которые «пропагандируют интересы других государств». Лидера партии «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова возмутило, что на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова преподаватели рассказывают о фейках, а приводят в пример материалы ведущих государственных СМИ. По мнению Миронова, такие педагоги ведут антигосударственную деятельность в интересах «врагов» России.

Новая национальная система высшего образования, по словам министра Фалькова, будет иной. Теперь востребованы снова творцы. По его словам, с выходом России из Болонской системы студентам не надо бояться непризнания дипломов. В этом министр заверил участников слушаний.

Читайте также  Как играть в genshin Impact через облако?

Вместе с тем глава Минобрнауки назвал недостатки магистратуры и бакалавриата. «По ряду бакалавров типичный четырехлетний срок оказался недостаточным. Ряд ведущих вузов перешли на пятилетнюю подготовку бакалавров. Получается, что мы ушли от специалитета, но со временем поняли, как сложна подготовка к разным видам деятельности. В ряде случаев работодатели так и не признали четырехлетний бакалавриат, – приводит его слова Интерфакс. – Магистратура рассматривалась как специальная подготовка, но у университетов не хватило кадров и методических ресурсов. После бакалавриата многие выпускники пытаются трудоустроиться, в результате они работают и магистратура – вечерняя, что качество образования не может обеспечить».

Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил на выбор несколько траекторий развития высшего образования в России. Первая – специалитет на пять-шесть лет с получением одной или двух квалификаций. Этот вариант он считает приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей. Вторая – «бакалавр + магистр» по интегрированным специальностям (то есть, если студент продолжает учиться в магистратуре, он не сдает выпускных экзаменов в бакалавриате и вступительных для зачисления в магистратуру). Это целесообразно также для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Статистика МГУ показывает, что 90% выпускников предпочитают именно модель «бакалавр + магистр». Третья модель – оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема: она преимущественно нужна для иностранных граждан.

«Бакалавр – это незавершенное высшее образование, как в советское время», – считает ректор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев. А магистратура должна быть «дополнительной опцией, ступенью в карьерном росте».

Все предложения еще будут анализироваться политическими фракциями Госдумы. А результаты позиций партий будут представлены на осенней сессии нижней палаты Федерального собрания РФ.

Стоит ли поступать на магистратуру, а конкретнее, в сферу архитектуры. Хотя описанные в посту примеры, скорее всего, подойдут и для других направлений.

Я хотел учится на архитектора и поступил и окончил КГАСУ с синим дипломом, направление «Проектирование зданий» бакалавра, а затем магистратуру того же направления.

В статье буду опираться на свой личный опыт и опыт своих коллег. Предоставлю возможные решения в зависимости от различных ситуаций, сниму порчу и сглаз. Рассматривать буду не только отдельно магистратуру, но и высшее образование в целом, для полноты картины.

Наверно у многих учившихся возникала мысль: «зачем мне это надо?», «это того не стоит», «я устал» и пр. А затем ты заставляешь себя потерпеть, ведь осталось совсем немного, да и за учебу уже заплатили, жалко. Вот только большее сожаление будет в конце этого бессмысленного для многих пути.

Как проходило наше обучение:

Обучение в бакалавриате:

Обучение в университете было жесткое, нас начали грузить с первых дней. Времени было очень мало, т.к. помимо пар, количество которых у нас достигало до 6 (в среднем в будни было 4-5 пар, по субботам 2-3), было очень много домашнего рисования и черчения, а это занимает много времени. Нас часто заставляли переделывать чертежи из-за капнувшей кляксы или одной неровной линии, частенько некоторые девушки из-за этого плакали, ведь пары идут и долги накапливаются, а времени на переделку старых заданий нет. %20-25 студентов ушли после 1-2-го курса не выдержав нагрузки, остались только ярые мазохисты, преданные учебе и делу люди. В таком режиме шли семестры, постепенно переходили на компьютерное моделирование. Было странно: требовалось делать чертежи на компе, но пар, в которых бы это преподавалось практически не было, в основном все студенты занимались самообучением или ходили на платные доп. курсы.

Обучение в магистратуре:

Мне было интересно, я делал некоторые успехи в обучении, к 3 курсу меня перевели на бюджет. В знак благодарности, я даже думал пойти в магистратуру того же направления, уже на платное, т.к. бюджетное место было только одно и шансы были практически нулевые, да и снабжение общежитием практически за даром тоже переваливало чашу весов в сторону магистратуры.

Думаю, многие не понимают для чего она нужна, я тоже не понял и до сих пор не понимаю, но, как и многие, поступил. Даже если от магистратуры не будет толка, я думал будет толк от общежития, т.к. в магистратуре появляется хоть какое-то время и можно параллельно работать, набирать стаж и копить деньги. Но работу было трудно найти, мало кто желал отпускать работника на час-два раньше, чтобы он успевал на занятия. Так я и перебирался с одной шарашки в другую, времени искать работу тоже не было, денег накопить не смог, все уходило только на еду и прочее.

Основные мифы про магистратуру, да и вышку в целом:

Информация частично взята с поста в https://habr.com/ru/post/148356/, комментариев пользователей и обильно облита личным опытом.

1. «Университет учит учиться.»

Если, действительно, задача вуза «научить человека учиться», и вуз занимается ей пять лет, почему же он так плохо справляется со своей главной задачей? Никаких методик самообучения, запоминания, ни организации времени, ни раскладки приоритетов. Все это человеку приходится постигать самостоятельно и без учебных заведений.

Если нужно учиться самому, то зачем мне университет? Лектор рассказывает от силы половину всего материала, остальное нужно лопатить самому.

Отсюда вытекает еще один миф:

2. «Специалист должен знать, а не гуглить.»

Чтобы стать современным специалистом, хочешь не хочешь, придется и гуглить, и яндить и прочее. Никто не может знать все, люди с высшим образованием это все еще люди, даже великие умы ошибаются. Не вижу ничего страшного в том, что если человек чего-то не знает, он ищет информацию.

3. «Задача университета — найти человеку работу»

Службы занятости будут предлагать выпускнику вакансии с зарплатами на уровне МРОТ. Я не знаю тех, кто находит работу таким путем. В основном либо по знакомству, связям или интернет вакансиям, а то и вовсе переходят на фриланс если не удается найти работу.

4. «Наличие самого диплома говорит уже о многом. Тот житейский опыт, который за время учебы получает студент очень важен и о многом говорит, я уже не упоминаю сам багаж знаний, полученный во время учебы»

Те, кто так говорят, почему-то не учитывают, что житейский опыт, багаж знаний можно получить и вне университета, допустим на работе, да и просто в процессе жизни? Некоторые люди почему-то видят в университете какую-то панацею.

5. «Успешные люди, по большей части, закончили престижные вузы»

Многие умные и успешные люди действительно смогли поступить и некоторые даже закончили различные вузы. Хотя их успех — это скорее не благодаря вузу, а вопреки. Стоит копнуть ситуацию по глубже и выяснится, что очередной «успешный выпускник» начал работать еще на втором курсе. А в вузе ему постоянно промывали мозги и грозились отчислить за пропуски. Во-вторых, учится в престижном вузе и потом позволить себе практически ничего не зарабатывать до какого-нибудь удачного случая намного проще если у тебя есть на это средства.

6. «Все знания полезны: поучись в вузе — хуже не будет»

Это если вы выбираете между «проучился шесть лет в вузе» и «провел шесть лет в коме».

Тогда действительно, лучше выбрать первое. Шесть лет — это приличная цена. Вы молоды, активны, амбициозны. Готовы познавать мир и показать ему на что способны.

Так почему вы соглашаетесь обменять приличную часть вашей жизни на всякие знания о разном, которые забываются через месяц простоя?

7. «Университет должен учить всему. Само его название говорит об этом»

Вот только нужно ли это современному человеку? Ведь на работе у каждого свои определенные обязанности и разделение труда.

Вообще лучше решать проблему по мере ее поступления. Что-то не знаете? Посмотрели, сделали. И так дальше, постепенно заполнять пробелы в знаниях. Это лучше чем в течении 4-7 лет изучать все расчеты на все случаи жизни, а потом устроиться на работу и использовать только парочку из них, остальные вам и не нужны и вы их уже забыли еще до получения диплома.

8. «Я бы не променял свое студенческое время ни на что»

Так говорят и про армию, многие до конца жизни вспоминают эти моменты жизни с ностальгией. Так говорят и про другие тяжелые испытания, через которые человек проходит в молодости, это не обязательно должен быть университет. Да в нем было довольно весело, но было и страшно, непонятно, неизвестно, это особенность жизни, а не заслуга университета. Львиная часть теплых воспоминаний связана при чем с общежитием, а не лекциями. Думаю, большей заслугой в формировании меня сыграли люди, находящиеся в комнате, чем университет со всеми преподавателями, корпусами и программами.

Некоторые лекции гораздо скучнее любой работы. А чтобы общаться со сверстниками и решать интересные задачи, не обязательно пять лет ездить в специальное место. Работая в настоящей компании, с людьми у которых можно учиться, и рядом, такими же, как вы, вчерашними школьниками с горящими глазами, на мой взгляд можно добиться большего.

9. «Средний уровень интеллекта у тех, кто не учился в вузе ниже, чем у выпускников»

Взаимосвязь между интеллектом и высшим образованием есть, несомненно. Но что причина, а что следствие — это другой вопрос. Думается мне, что не вуз причина большого ума, а наоборот: чем умнее человек, тем больше шансов, что он поступит в вуз потому что может, и все так делают.

10. «Преимущество университета в том, что он развивает мозги»

11. «Главная беда самообразования еще и в том, что по сути не у кого спросить совета или трактовки того или иного непонятного тезиса. Общение с окружающими и специалистами явно положительнее варения в собственном соку. Самообразование, таким образом, способно породить в человеке глубокие заблуждения еще и потому, что кто-то это вовремя не заметил, не поправил, не разъяснил»

Есть в этом правда, но какой ценой? Проще общаться с такими специалистами в процессе работы, параллельно зарабатывая хоть какие-то деньги и полезный опыт.

Смотрим на вакансии, требования, проходим недолгие курсы или видео-уроки, и вы уже узкий специалист способный работать. Что-то непонятно? Проходим соответствующий курс или смотрим видео, ваших знаний, полученных на первом уроке скорее всего хватит чтобы начать фильтровать информацию.

У достоверных источников, материал обычно структурирован, очень понятен, аргументирован. У них много подписчиков, практически нет дизлайков. Важно начинать именно с таких, а уже когда соберете базовые представления, можно ориентироваться на другие, менее популярные источники, пропускать их через свой наработанный фильтр, корректировать знания, полученные до этого, если вы видите более весомы аргументы в пользу какого-то решения. Это все приходится делать и после университета.

Практически все эти материалы в интернете подготовлены профессорами или специалистами,  выпустившимися с университетов. Это действительно делает образование доступным и качественным, т.к. урок подготовленный для видео-лекций очень насыщенный и понятный, ведь проще подготовить один качественный материал который посмотрит десятки тысяч зрителей, чем рассказывать все это из года в год студентам которым это возможно и не нужно.

Часто бывало так, что в университете нам объясняли, как решить какую-либо задачу, мы ее решали, не вникая в суть, многим было не важно откуда взяли конкретно это значение, почему коэффициент в этом случае 1,2 а не 1,4 как обычно, почему нужно полученное значение делить именно на 2,5? На эти вопросы не хватало времени, нужно было скорее сдавать РГРку.

12. «Университет дает корочку»

Вот только никому вы с этой корочкой не сдались, разве что поможет куда-то устроиться и получать 25-35к. Может быть кому-то из всей группы как-то повезет и через пару лет а то и десятков вас возьмут на какую то должность, а через какое то время вас выпрут, объявив сокращение или банкротство. И придется снова начинать с начала. Стоит ли оно того?..

13. «Если расставлять приоритеты, вовремя сдавать работы, то на всё что интересно можно найти время»

А вы представьте сколько времени было бы, если вам не надо было бы учить и сдавать то, что вам вообще никак не интересно и не нужно?

14. «Если не можешь найти хорошую работу или мало платят, значит плохо учился или выбрал не ту профессию.»

В моей группе были отличницы, и они действительно были умными, но они работают на обычной работе и получают столько же сколько другие. Некоторые уходят в стилисты, некоторые в татуировщики. Это намного интереснее, легче и прибыльнее.

15. «Странноватая и спорная статья. Один человек так вот легко перечеркнул всю системы образования сложившуюся за несколько десятков лет. Систему из которой вышло много очень даже сильных специалистов.»

Мир меняется, доступность информации и знаний растет, у человека появилось больше возможностей для самообучения, а система ВО остается вот такой же как раньше и уже не готовит студентов к работе в реальном мире, а просто выступает в роли инкубатора для школьников, чтобы они тихонько сидели себе в университете и не создавали лишних проблем.

16. «Согласно статистике, магистры получают на 30% больше ЗП»

Ну смешно конечно, кому какая разница кто ты, если задачи что с бакалавра что с магистра на начальном этапе требуются одинаковые, а на последующих этапах в основном играет роль только опыт и наработанные связи, которые кстати можно не хило прокачать за 2 года без магистратуры. Если бы это было правдой, то работодатели отдавали бы предпочтение бакалаврам, чтобы меньше платить. Не верьте в высказывания, что магистры востребованные, это полный бред.

17. «Задача университета готовить ученых. Если вы хотите учиться профессии — идите в ПТУ»

Ну куда столько ученых в стране? Вы представьте, больше половины абитуриентов поступают в вузы и как минимум половина из них идет в магистратуру. Много вы знаете ученых?

18. «Преподавать и поступать в аспирантуру для дальнейшего углубления в науку»

Ну, если вы совсем не нуждаетесь в деньгах и у вас есть «подушка», тогда этот вариант вам подходит. Но если у вас не закрыта потребность в материальных благах, крайне глупо делать шаг в эту сторону. Да и вообще, какая наука может быть у архитекторов и дизайнеров?? Это скорее, лишь какое-то подобие, высосанное из пальца. Большинство тех, кто хоть как-то зарабатывают на преподавании, делают это как частники, занимаясь репетиторством и пр., а для осуществления этой деятельностью никакая бумажка не нужна.

19. «Высшее образование дает право открыть свою фирму»

Для того чтобы самостоятельно как ИП заниматься проектно-строительной деятельностью необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет. А чтобы быть руководителем вообще образование не требуется, оно требуется с работников.

20. «Высшее образование дает отсрочку от армии»

Даёт, но после выпуска либо придется дальше идти в аспирантуру, либо все равно становиться «негодным». Немало моих друзей ушли в армию после магистратуры, потому что проторчать после 6-7 лет в ВУЗе еще и в аспирантуре мало кому хочется. Это лишь отсрочка, а не отмена военной службы.

Можно кстати привезти аналогию (университета) со службой в армии, что парню надо (отучится) отслужить, стать (человеком) мужиком, да и вообще это очень хороший бонус при устройстве на работу. По факту это практически нигде не нужно, как и диплом архитектора.

21. «Простых чертежников, 3д модельщиков, визуализаторов должны готовить техникумы. А менеджеров и архитекторов проектов — университеты»

Думаю, такое разделение имело бы смысл, если бы на выходе из вуза мы получали готовых менеджеров и архитекторов. А получается, что даже если человек усердно и хорошо учился 6 лет (про 4 вообще молчу) в вузе, то у него, по сути, лишь больший кругозор во всех этих философиях и расчетах того, что уже давно посчитано, чем у выпускника техникума/колледжа. Есть, конечно, и больше специальных знаний и более глубокое «знание» высшей математики, которое забывается сразу после сдачи экзаменов. Но на фоне того, что нужно отрасли, это мизер. Выпускники вузов, с одной стороны, переквалифицированы чтобы работать рядовыми архитекторами, а с другой недоквалифицированы, чтобы работать ими же, не говоря о том, чтобы ими руководить. Да, на каких-то редких крупных проектах небольшая разница будет, но сколько их, а сколько уровня «делай чертеж, блядь».

Сколько денег в потенциале можно было сохранить-скопить за время обучения:

Обычно обучение занимает 7 лет, но у моей специальности было 6, поэтому буду исходить от минимума.

В среднем, даже минимум, по стране обучение за год в архитектуре составляет 100к, за 6 лет это 600к родительских денег.

За 4 года из 6, когда у студента вообще нет времени на работу, потратит на еду, одежду и пр. около 10к в месяц родительских денег. Это 480к.

Если вместо того, чтобы сидеть в университете работать 6 лет в каком-нибудь месте, где требование к образованию минимальное, а то и вовсе отсутствует, например: секретарь, менеджер, риелтор, кальянщик, художник, работник типографии, таксист и другие профессии (они все получают бОльшую зарплату, чем начинающий и даже практикующий архитектор) Можно так же работать и архитектором без образования, немалое количество выпускников, особенно шарящих в архитектуре и строительстве, идет именно в частную фирму или просто работают на себя, где зарплаты больше и диплом вовсе и не нужен. Даже с зарплатой в 30к в течении 6 лет, можно откладывать приличную сумму. Допустим так же живем в общежитии и платим за нее уже 8к в месяц, на еду и прочие шалости по-прежнему оставляем минимальные 10к. Итого 30-8-10=12к каждый месяц можно откладывать. Это 864к за 6 лет.

ИТОГО: 600к(родительских на учебу)+480к(родительских на житье за 4 года)+864к(своих накопленных)=1,94 млн мы спускаем за 6 лет в университете. Если на бюджете, то без учета платы за учебу = 1,34 млн. Первой суммы практически хватило бы на покупку простенькой квартиры в городе, котором я учился.

Но после выхода из университета, выпускники по сути начинают все с того момента, на котором остановились, окончив школу, просто с чуть большими знаниями и знакомствами, в то время как их не учившиеся, но целеустремленные сверстники уже накопили на квартиру и, скорее всего, за 6 лет перепробовали себя в разных сферах и нашли подходящую работу или открыли бизнес. А выпускники с дипломами идут работать за копейки, не отбивающие даже стоимости получения высшего образования, не говоря уже о времени и нервах, затраченных на его получение.

Сейчас много различных коротких курсов которые можно пройти менее чем за год: фитнес тренер, 3д модельщик, визуализатор, иллюстратор, татуировщик и т.д., таких работ полно. Их зарплата тоже выше зарплаты архитектора. Да есть состоятельные архитекторы, но это больше бизнесмены и руководители своих бюро, нежели архитекторы в привычном понимании. Таких очень мало и стать такими очень трудно.

ВУЗ — это такое тихое местечко, где можно тянуть лямку и убеждать себя, что ты растешь над собой, не выходя из зоны комфорта.

Не имея образования, но имея время, силы, деньги и столько же целеустремления, необходимого чтобы окончить ВУЗ, можно добиться гораздо большего. Если у вас есть сомнения и возможность для обдумывания своих дальнейших действий, используйте это, не бегите поступать в тот же год в котором окончили школу/бакалавриат. Попробуйте себя в разных сферах. И не надо сразу идти на сложную работу. Дайте себе понимание того, что сейчас вы пробуете этот мир. Лучше потратить 6 лет на это, при этом хотя бы изредка зарабатывая какие-то деньги, чем посвящать все свое время и деньги получению диплома.

Решайте сначала кем вы хотите быть, а уже затем как вам этого добиться, нужна в этом помощь ВУЗа или нет. Дать себе время на решение не плохо, плохо не решать совсем. Это не значит, что теперь вместо пар можно целыми днями играть в видео игры или пьянствовать. Важно не забывать главного: вы должны посвятить свое основное время всякого рода занятиям, дающим вам опыт жизни и, косвенно, какие-то материальные и духовные блага. Если вы поняли, что сидеть в Вузе и «получать образование» вам не интересно, то вы правильно сделаете, что уйдете. Это не потому что вы или ВУЗ плохие, это потому что вы знаете, чего хотите.

Я сам к бакалавриату отношусь еще более спокойно, все-таки 4 года _ это не так много за опыт и знакомства полученные в процессе обучения. Но вот следующие 2 года в магистратуре явно лишние, вы скорее начнете забывать то чему вас учили, если не начнете применять это на практике.

Спросите себя сами – оно вам надо? Идти в магистратуру и просиживать там время, не получая знаний? Лучше пойти работать, это намного важнее чем 2 года изучения непонятно чего в магистратуре, плюс лишите места того, кому действительно по каким-то причинам нужно получить это «образование».

Философия данной статьи:

Мы с вами живем в мире подготовленным людьми до нас, хоть мы их и не знаем, но их труд зачастую облегчает нам жизнь, и мы в свою очередь делаем это для будущих поколений. Это позволяет цивилизации идти вперед. Видя, как бесполезно тратится огромный потенциал студентов, которые могли бы заняться чем-то полезным или хотя-бы приятным, хочу предостеречь вас от неосознанного выбора и направить ваш потенциал в продуктивное русло, чтобы облегчить жизнь вам и новому поколению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТВОЙ ВК
Добавить комментарий