Список публикаций по ключевому слову
В статье рассматривается вопрос о привлечении нормотипичных сверстников к коррекционным занятиям детей с РАС, целью которых является потенциальное снижение потребности в постоянном индивидуальном внимании взрослого, и повышении необходимости взаимодействия со сверстниками.
Авторы обращают внимание, что привлечение нормотипичных детей к коррекционным занятиям заключается в том, что они объединяются в пару с ребенком с РАС осуществляют помощь в обучении и оказывают необходимую обратную связь.
Педагогика
Дата публикации: 06.07.2018 г.
Мигунова Анна Владимировна , воспитатель МБДОУ Д/С №53 , Белгородская обл
Павловская Валентина Анатольевна , воспитатель МБОУ Начальная школа – Д/С №8 , Белгородская обл
Лучшее лекарство – Ваша доброта!
В статье авторы основное внимание уделили работе с ребенком с признаками аутизма, процессу налаживания контакта ребенка с детьми и взрослыми. Авторы рассказали, что нужно ребенку аутисту – это похвала, дисциплина и понимание со стороны остальных детей и взрослых.
Очень важную роль в воспитании ребенка в детском саду играют родители, их помощь и поддержка. Доброта детей и взрослых к особенному ребенку приводит к хорошим результатам.
На сегодняшний день вопросы инклюзивности образования очень актуальны: особенные дети больше интегрированы в социум, при этом не всегда родители выбирают для них специальные школы, а стараются адаптировать ребенка в обычной.
Адаптация особенных детей в школе
На вопросы, что делать учителям, одноклассникам и их родителям в ситуации, если особенный ребенок учится в общеобразовательной школе, ответила психолог, специалист детской неврологической клиники Прогноз Анна Ассовская.
Если особенный ребенок ведет себя непривычно для нормотипичных одноклассников, как родителям объяснить своим детям, почему так происходит и как лучше реагировать, чтобы не возникало конфликтов?
Скорее всего, ребенок с особенностями в развитии, действительно, будет делать что-то не так, как другие дети. Что именно не так будет обусловлено его особенностями, а точнее, его ограничениями в каких-то навыках.
Для того, чтобы грамотно объяснить своему ребенку в чем дело, родителям самим нужно иметь некоторое представление о тех особенностях, которые есть у одноклассника их детей.
Поддержка и понимание
Наша психика так устроена, что мы пугаемся всего неизвестного, нам кажется, что это опасно, так как непредсказуемо для нас.
Легче всего получить адекватную информацию о ребенке от его родителей. Можно пообщаться с ними и спросить, насколько сам ребенок может ответить на вопросы, касающиеся его самого, так как, естественно, другие дети будут его об этом спрашивать.
Если ребенок ограничен в коммуникации, имеет трудности в общении, то ему самому будет крайне затруднительно это сделать. Родители могут рассказать о его увлечениях, умениях, реакциях на стресс.
Не стоит бояться факта конфликта, потому что конфликты – это нормальная составляющая общения людей, но важно проинструктировать своего ребенка, что делать, если эта ситуация произошла.
Донести до него мысль, что в коммуникации каждый человек использует те возможности, которые у него есть, и обсудить со своим ребенком, какие варианты есть у него самого.
Что родители одноклассников могут сделать, чтобы предотвратить буллинг особенного ребенка в классе?
Тема буллинга очень непростая. Буллингу может подвергнуться абсолютно любой ребенок, вне зависимости от его особенностей. Если такая тенденция в классе уже есть, то с этим нужно разбираться комплексно, с участием родителей, учителей и детей.
Однако, если до прихода особого ребенка дети в классе ничем подобным не занимались, то в таком случае, самое главное – это информирование.
Как уже сказано выше, неизвестность пугает и может вызывать враждебность, а понимание ограничений другого человека, дает возможность проявить к нему сочувствие вместо страха или гнева.
Пример:
Реакция | Событие |
---|---|
Работа со спонсорами | Энтузиазм инициативы |
Тот, кто устал от такого прессинга, или тот, кто систематически не получает возможности общаться. | Похоже, тут обоим будет нужна помощь. |
Как родителям относиться к тому, что особенный ребенок провоцирует конфликт, как пообщаться с его родителями?
Если такой факт действительно существует, то относиться так же, как и в ситуации с любым другим ребенком. И действовать в соответствии со своими представлениями о защите прав своего ребенка. Однако, такие ситуации случаются довольно редко.
Учителя обычно формируют атмосферу в классе, как им сохранить объективность и избежать приоритезации?
Учителя особенно большое влияние имеют в начальной школе, потом оно постепенно уменьшается и в старших классах дети уже могут самостоятельно анализировать ситуацию и делать собственные выводы.
Позиция учителя
В первую очередь, здесь важна позиция учителя, его отношение к своей работе, своим ученикам. Появление особого ребенка в классе требует от учителя определенных знаний и умений.
Если принудительно заставить учителя взять в класс такого ребенка, а у него нет достаточных компетенций, то учителю будет трудно позитивно отнестись к новому ученику, так как у него не будет представления, что с ним делать.
Поэтому важно обучать педагогов работе с детьми с особыми потребностями и принимать детей в классы именно таких учителей.
Общая цель
Люди лучше начинают слышать только тогда, когда их самих слушают. Можно поговорить с учителем о том, что он думает о причинах такого поведения обоих учеников, о их мотивации. Спросить, что, с точки зрения учителя, может помочь исправить ситуацию. Объяснить свою точку зрения по этим вопросам. Предложить свои варианты.
В таком случае, у вас будет общая цель: исправить ситуацию с пользой для всех, а не найти виноватого и наказать его. Эта позиция способствует более дружескому разговору.
Страхи родителей
Страхи родителей одноклассников особенного ребенка: на что действительно важно обращать внимание, а что из них необоснованная тревога?
Чаще всего, родители нормотипичных детей боятся, что их ребенок переймет какие-то поведенческие паттерны особого ребенка, либо присутствие такого ребенка повлияет на качество образования.
Поведение детей
Чем младше ребенок, тем вероятнее, что он может попробовать повторить поведение, если оно привлекает много внимания окружающих. Но не стоит этого бояться, так как, если вы спокойно объясните вашему ребенку, что тот малыш просто не умеет пока взаимодействовать по-другому, в отличие от него самого.
Напомните, как принято вести себя у вас дома. И сделайте это неэмоционально, без гнева, а то ваш ребенок вряд ли захочет продолжать подражать ему, так как дети очень хотят нравиться своим родителям и стараются подражать именно им, в первую очередь.
Внимание учителя
Что касается второго страха, то, конечно, особый ребенок может отвлекать на себя внимание, могут возникнуть разные ситуации во время уроков, когда учитель будет вынужден уделить какое-то время именно этому ученику, но, в целом, многое будет зависеть от компетенций учителя, а само присутствие особого ребенка можно отнести к разряду любых других отвлекающих факторов.
Различные методы обучения
Не секрет, что в одних и тех же условиях, разные дети учатся по-разному. Многое зависит от возможностей самого ребенка. Кого-то мгновенно отвлекает шорох страниц, а кто-то быстрее всех выполняет работу и в сильном шуме.
Психологическое исследование в инклюзивном детском саду в Санкт-Петербурге
В инклюзивном детском саду Санкт-Петербурга проводилось психологическое исследование влияния присутствия в группе нормотипичных детей одного-двух особых деток.
Выяснилось, что единственная характеристика нормотипичных детей, которая изменилась в связи с продолжительным взаимодействием с особыми ребятами, была самооценка. Она выросла.
В дальнейшем, когда дети пошли в обычные школы, самооценка вернулась на место. Конечно, в группах работали грамотные педагоги, которые помогали ребятам в конфликтных ситуациях.
Взаимопомощь и поддержка
Можно предположить, что когда дети понимают, что что-то умеют и знают лучше, чем другие, при грамотном сопровождении педагогов, это стимулирует их к взаимопомощи и поддержке.
Что касается того, на что нужно обращать внимание, то это настроение и состояние вашего ребенка, его интересы и мечты, круг его общения. Хорошо, когда родительских сил и умений хватает на искренний интерес к своему ребенку, а не контроль над его жизнью.
Важные аспекты в школьной среде
Об обучении особых детей
-
Обученные педагоги, которые могут вести ученика по индивидуальной программе, имеют представление об особенностях восприятия, переработки и воспроизведения информации особыми детьми и могут организовать в условиях инклюзии процесс обучения для всех учащихся.
-
Наличие тьюторов, без которых часто просто невозможно интегрировать особого ученика в класс, так как общий учебный режим, как правило, не подходит такому ребенку, особенно, на первых порах.
-
Информированность, как взрослых, так и детей об особенностях их одноклассников, так как это дает возможность понимать, что происходит, а не бояться этого.
Ресурсы для особых детей
- Наличие ресурсных классов, где у особых детей есть возможность индивидуального формата обучения, когда они достигают предела переносимости сенсорных стимулов в общем классе.
Стратегии разрешения конфликтов
Об особенном ребенке
Если особый ребенок имеет диагноз аутизм, то хорошо, если окружающие владеют информацией о том, что именно для этого человека будет способствовать сенсорному пресыщению, и что им самим нужно делать, если у него произойдет срыв.
Эффективные стратегии
Что касается разрешения конфликтов между особым ребенком и нормотипичными одноклассниками, важно:
- Предоставить обученным педагогам возможность вести ученика по индивидуальной программе.
- Обеспечить наличие тьюторов для поддержки особого ученика в классе.
- Информировать взрослых и детей об особенностях своих одноклассников.
- Обладать знаниями о специфике диагноза, пособствующих сенсорному пресыщению.
Настоящим согласием другой стороны к конфликту является стимул к нахождению решения.
Например, если взрослые донесут до детей информацию о том, что им (детям) придется провести в обществе друг с другом еще много времени, это может развернуть их к возможности до чего-то договариваться. Так как если мы планируем продолжать общение с человеком, наши способы улаживать конфликты исключительно агрессивными методами, меняются на другие, более подходящие для дальнейшей коммуникации.
В конфликтных ситуациях люди движутся в двух основных направлениях: либо стремятся отстоять только свои личные интересы, либо стремятся учесть и интересы других людей.
Компромисс, сотрудничество и переговоры. Они все в какой-то степени предполагают поиск взаимовыгодных решений, прекращение агрессивных действий, открытые обсуждения ситуации.
Здесь очень многое зависит от возможностей детей, как нормотипичных, так и особых. Чем младше дети, тем менее они способны без постоянного участия взрослых поддерживать баланс во взаимоотношениях.
Дети и подростки, растущие вместе с братьями и сестрами с особенностями развития, подвержены некоторым характерным рискам. У них могут возникать проблемы с учебой, взаимодействием со сверстниками и эмоциональным благополучием. Родители нередко обделяют их вниманием или, наоборот, чрезмерно заботятся о них. Порой такие дети рискуют стать объектом причинения вреда со стороны особого сиблинга или превратиться в человека, не по годам и не по силам загруженного делами по уходу за братом или сестрой с инвалидностью.
Как специалисты, которые работают в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты, могут использовать свои профессиональные ресурсы для выявления, оценки и поддержки потребностей братьев и сестер детей-инвалидов? Отвечая на этот вопрос, хочется обратиться к опыту Великобритании. Там существует благотворительная организация Sibs, созданная для поддержки тех, кто рос или растет с братом или сестрой с ограниченными возможностями. Поддержка Sibs охватывает более полумиллиона детей и примерно столько же взрослых сиблингов. А на сайте www.sibs.org.uk размещено много полезной информации на эту тему. Вся информация удобно структурирована в зависимости от адресатов: есть разделы для специалистов, родителей и взрослых сиблингов.
Сегодня вашему вниманию предлагается обзор материалов, в которых содержатся рекомендации для специалистов по взаимодействию с родителями, воспитывающими нескольких детей, в том числе – с особенностями развития.
С чего начать?
Как говорить с родителями особого ребенка о поддержке его братьев и сестер?
Как специалист, работающий с семьями детей-инвалидов, вы можете сыграть огромную роль в обучении родителей тому, как поддерживать братьев и сестер. Кроме положительных отзывов о том, с чем родители хорошо справились в рамках этой задачи, вы также можете дать им рекомендации, как распределять внимание между детьми, говорить об инвалидности и поддерживать братьев и сестер в трудных ситуациях.
Во время домашних посещений и встреч с ребенком-инвалидом всегда спрашивайте его родителей, как обстоят дела у братьев и сестер. Вы можете быть единственным человеком, которому удастся еще на начальном этапе обнаружить проблему и помочь получить необходимую поддержку.
Чтобы узнать о благополучии школьников, имеющих особых братьев и сестер, используйте в беседе с родителями чек-лист со следующими вопросами:
Убедитесь, что вы или родитель принимаете меры, чтобы помочь братьям и сестрам с любой из этих проблем. Некоторые проблемы могут быть решены с помощью стратегий самопомощи, которые перечислены ниже.
Каким стратегиям взаимодействия с детьми следует научить родителей?
Если дети не получают внимания, они часто чувствуют себя обделенными и могут подумать, что причина, по которой родители уделяют больше времени их особому сиблингу, заключается в том, что они любят его сильнее.
Объясните родителям: когда ребенку, воспитывающемуся вместе с братом или сестрой с ограниченными возможностями здоровья, уделяется необходимое ему внимание, это помогает улучшить семейную жизнь для всех. Причем это вовсе не обязательно должно занимать много времени. Ребенку лучше ненадолго, но полностью завладеть вниманием мамы или папы, чем постоянно делить родительское внимание с особым сиблингом.
Поощряйте родителей проводить время, занимаясь делами один на один с каждым из их детей. Поговорите о том, как важно, когда в центре внимания семейных дел или разговоров находится не ребенок-инвалид, а его сиблинг.
В беседе с родителями сиблингов обязательно подчеркните, почему им необходимо уделять внимание братьям и сестрам особого ребенка. Не забудьте упомянуть, что:
Какие идеи по поводу уделения внимания нормотипичному сиблингу специалист может предложить его родителям?
Находить ежедневно хотя бы 15 минут, чтобы провести их один на один с каждым из детей. Пусть это будет что угодно: игра в мяч, чтение вслух или просто небольшая прогулка. Главное – чтобы ребенку это нравилось.
Запланировать совместную активность заранее. Пусть родители помогут ребенку описать или нарисовать забавные действия на маленьких листах бумаги. Это должны быть занятия, которые длятся всего 10–15 минут и которые они делают вместе. Листы с надписями и картинками помещают в небольшую баночку с крышкой. Когда у родителей есть немного свободного времени, они просят ребенка наугад вынуть листок из банки и совместно выполняют то, о чем там сказано.
Написать записку для поддержки. Предложите родителям шире использовать такой простой способ поддерживающего общения, как веселая и позитивная записка, адресованная ребенку. Например: «Я думаю о тебе сегодня» или «Весело проведи время в футбольном клубе». Записку можно написать на бумаге, повесить на видном месте, положить в коробку со школьным завтраком и т. д. А можно отправить свое поддерживающее послание в мессенджер.
Найти возможность провести время вместе вопреки занятости. Многие родители не решаются просить других людей о помощи, когда им нужно найти время для общения с ребенком. Объясните им, что обратиться за помощью – очень важное умение, и преодолеть свою нерешительность необходимо в первую очередь ради благополучия ребенка.
Поощрять положительное поведение. Когда дела у семьи идут неидеально, родители автоматически игнорируют то хорошее, что делают их дети, и реагируют только на поведение, которое им не нравится, будь то ссоры, непослушание, привычка разбрасывать вещи и т. п. Объясните им: если всегда обращать внимание только на плохое или нежелательное поведение, то ребенок будет поступать так вновь и вновь, ведь ему важно быть хоть как-то замеченным близким взрослым.
Чтобы показать, что родители заметили хорошее поведение ребенка, они могут:
Интересоваться жизнью ребенка. Знание всех мелких деталей о другом человеке играет большую роль в поддержании крепких отношений. Особенно это касается детей. Насколько хорошо родители знают, что происходит в жизни их ребенка изо дня в день? Возможно, они в курсе всего, что касается их ребенка-инвалида, но не так много знают о жизни его сиблингов.
Если это так, предложите родителям поинтересоваться у нормотипичного ребенка:
Как помочь родителям бороться с соперничеством между сиблингами?
Соперничество между детьми связано с каждодневной ревностью и ссорами между братьями и сестрами. Родителям часто бывает трудно справиться с этим, особенно если соперничество развивается между нормотипичным ребенком и его сиблингом-инвалидом. Многие семьи обнаруживают, что дети провоцируют своих братьев или сестер с ограниченными возможностями здоровья, чтобы получить от них реакцию и тем самым привлечь внимание родителей.
Обычно дети ссорятся или провоцируют друг друга по одной из трех причин:
Соперничество за внимание
Механизм соперничества за внимание прост: когда дети ссорятся, мама или папа вмешиваются, часто злясь, крича или ведя с ними долгие воспитательные беседы. И ссора работает как способ привлечь родительское внимание.
Убедите родителей в необходимости изменить фокус их внимания и выделить каждому из детей индивидуальное время для совместных дел с ними.
Пусть родители объяснят брату или сестре особого ребенка, как попросить внимания взрослого, когда в этом есть надобность, какие слова использовать. Возможно, ребенку нужно потренироваться, чтобы в нужный момент говорить: «Мама, пожалуйста, можешь уделить мне минутку?» Если нормотипичный сиблинг еще малыш, можно показать ему, как использовать жесты, чтобы привлечь внимание.
Недопустимо, чтобы просьбы ребенка о внимании оставались без ответа взрослого. Насколько это возможно, родители должны отреагировать сразу же, особенно в первые несколько недель после того, как ребенок освоит этот механизм взаимодействия с ними. Если в данный момент у них действительно нет возможности заняться с ребенком, нужно подтвердить, что его просьба услышана, и вместе с ним составить план, который позволит уделить ему время чуть позже, но в тот же день.
Вот один из возможных вариантов соответствующей реакции мамы или папы: «Мне нравится, что ты попросил меня помочь тебе, с удовольствием займусь этим, только давай решим: до обеда или после? До обеда осталось не больше пяти минут, иначе суп остынет. А вот после обеда смогу уделить тебе минут 20. Что тебя больше устраивает?» Выслушивая, чего хочет ребенок, и обсуждая это, родитель немедленно проявляет свое внимание, а затем дает понять, что позже продолжит обещанное взаимодействие. Главное – заранее убедиться, что время на это действительно найдется, не давать пустые обещания.
Объясните родителям, что во избежание соперничества между детьми никогда не следует сравнивать их между собой. В частности, если сравнение с особым сиблингом используется для похвалы нормотипичного ребенка, это либо будет воспринято как давление на него, либо позволит почувствовать себя выше своего брата или сестры-инвалида. Ребенку-инвалиду тоже не надо говорить, что он лучше своего сиблинга, что он более «особенный». Вместо этого правильнее будет поговорить с детьми об их индивидуальных талантах и о том, как они развивают свои навыки в этих областях.
Следующая рекомендация родителям – подкреплять позитивное взаимодействие сиблингов, обращая внимание на моменты, когда дети хорошо играют вместе или просто успешно ладят друг с другом. Пусть дети увидят, что могут привлечь внимание мамы или папы безо всяких ссор и скандалов, просто когда дела идут хорошо. Для подкрепления позитивной совместной игры достаточно проявить свой интерес на словах, похвалить за то, что дети заботятся друг о друге, спросить, можно ли присоединиться к их игре, поскольку со стороны она выглядит очень увлекательной и веселой, а также сделать фото и повесить его, скажем, на холодильник, чтобы потом напомнить им, как они хорошо играли вместе.
Соперничество за дружбу
Как уже было сказано, иногда причиной соперничества между братьями и сестрами является то, что ребенок пытается заставить своего сиблинга взаимодействовать, играть с ним или обращать на него внимание. Некоторые дети (не только с особенностями развития, но и нормотипичные) не знают, как добиться этого мирным путем, и тогда в ход идут ссоры, разбрасывание и повреждение игрушек и т. д.
Могут ли родители уменьшить вероятность возникновения таких ссор? Да, могут. Порекомендуйте им помочь каждому из детей найти друзей, с которыми они будут играть, чтобы сиблинг не был единственным близким по возрасту человеком, составляющим компанию ребенку-инвалиду, и чтобы у нормотипичного ребенка тоже были другие товарищи, с которыми можно было бы играть и общаться в соответствии с потребностями и способностями.
Еще один важный момент – организовать домашнюю обстановку так, чтобы у детей было больше шансов на успешное взаимодействие. Пусть в доме будет больше игрушек, с которыми все дети любят играть вместе; вещей, которые могут быть общими. Например, можно принести в детскую комнату кучу картонных коробок, которые дети смогут складывать друг на друга, залезать внутрь, использовать в качестве машин или поверхности для рисования. Хорошо, если у каждого ребенка будет свое личное место в комнате, чтобы дети занимались своими делами бок о бок, но не мешали друг другу.
Еще родителям нужно подсказать, чтобы они научили своих детей доступным способам сообщить о том, что они хотят поиграть или пообщаться с другим ребенком. Кто-то сможет использовать для этого слова, а кто-то – знаки или изображения. Пусть мамы и папы помогут своим детям научиться распознавать, нравится ли другому ребенку какое-либо занятие или нет, по выражению его лица, вокализациям и жестам.
Соперничество за власть
Иногда дети дерутся, чтобы почувствовать себя сильными и увидеть, сколько власти они имеют над братом или сестрой. У ребенка с нарушением способности к обучению может не быть другого способа испытать силу, кроме как толкнуть своего сиблинга. В свою очередь, нормотипичный ребенок может проявить свою власть над физически неполноценным братом или сестрой, намеренно поставив игрушку вне досягаемости, нарочито демонстрируя собственные умения, которых нет у особого сиблинга, или заставляя его делать что-то неправильное, из-за чего у него будут неприятности.
Как в таких случаях поступать родителям? Посоветуйте им следующее:
Будет полезно, если родители покажут детям, как те могут использовать физическую силу для игр и упражнений, а также для того, чтобы научить своего сиблинга участвовать в игре или занятии, которое понравится обоим.
В некоторых случаях избежать ссор между детьми помогут четкие семейные правила насчет тех вещей, которые чаще всего становятся источником конфликта. Например, родители вводят правило: дети играют на качелях по очереди, каждый – по 10 минут. Причем ребенку с нарушением обучаемости может быть легче слезть с качелей, когда прозвучит сигнал таймера, а не когда его сиблинг начнет напоминать, что настала его очередь, тем самым проявляя свою власть над ним.
Что должны знать родители о важности открытого общения с ребенком?
Покажите родителям, как можно правдиво, но обязательно в соответствии с возрастом ребенка, рассказать ему о диагнозе особого сиблинга. Поощряйте родителей приводить на консультацию вместе с особыми детьми их братьев и сестер, чтобы они могли получить от специалистов ответы на все свои вопросы. Как вариант – родители могут записать вопросы, которые дети задают об инвалидности брата или сестры, а потом передать ответы, полученные от специалиста.
Многие родители откладывают разговор с ребенком об инвалидности или заболевании его сиблинга. Они беспокоятся, что ребенку будет слишком тяжело узнать об этом, думают, что это и не нужно, пока он не станет старше. Однако, чтобы лучше справляться с жизненными ситуациями, дети, как и взрослые, должны знать, что происходит.
Правдивая и соответствующая возрасту информация об особенностях сиблинга помогает его братьям и сестрам понять, почему он получает больше внимания от родителей. Дети убеждаются: это происходит из-за того, что особому сиблингу нужна дополнительная помощь, а не потому, что мама с папой любят его сильнее.
Кроме того, благодаря полученной информации, у детей улучшаются отношения с особыми сиблингами. Например, если ребенку с особенностями развития трудно участвовать в игре, его братья и сестры смогут понять, что это происходит не умышленно, а именно из-за его особенностей.
А еще, если родители не говорят с детьми об инвалидности или заболевании их сиблинга, они рискуют, что дети узнают об этом от посторонних или начнут искать информацию в интернете, где далеко не все сведения правдивы. И тогда дети составят свою версию происходящего, которая может быть хуже реальности. Узнав, что взрослые скрыли от них информацию, они могут разозлиться и перестать верить родителям.
Поэтому специалист поступит предусмотрительно, если порекомендует родителям отвечать на вопросы детей об особенностях их сиблингов по мере поступления, быть открытыми и честными, тем самым поддерживая доверие детей к себе. В возрасте около семи лет многие дети начинают задавать вопросы о своем особом сиблинге. Это идеальное время, чтобы ответить на такие вопросы по существу. Детям также потребуется более подробная информация, когда они станут старше.
Способы поделиться с детьми информацией о состоянии их особого сиблинга зависят от их возраста.
Так, с детьми дошкольного возраста родители могут вместе сделать альбом о своей семье, в котором будут и картинки, и фотографии, и другая информация, в частности об инвалидности одного из детей.
Кроме того, родители могут помочь детям усвоить информацию об инвалидности сиблинга, читая с ними рассказы и повести о детях с особенностями, а затем вместе обсуждая прочитанное.
Существует и способ под названием «Поле вопросов». Родители могут поместить на видном месте (например, повесить на холодильник) конверт или коробку и предложить детям записывать и складывать туда любые вопросы, связанные с особенностями брата или сестры, как только такие вопросы у них возникнут. Если родители, прочитав вопрос, не уверены в ответе, им просто нужно сказать детям, что они всё выяснят у специалиста и потом расскажут.
Вместе со старшими детьми родители могут использовать интернет, чтобы найти заслуживающие доверия веб-сайты, на которых есть информация об инвалидности или заболевании младшего ребенка.
Также родители должны понимать, что у их нормотипичного ребенка может возникнуть необходимость обсудить особенности сиблинга с другими. К примеру, в школе ему могут задавать соответствующие вопросы одноклассники. Хорошо, если родители знают о такой возможности и заранее помогают ребенку найти нужные слова. И всё же будет нелишним, если специалист, который оказывает поддержку особому ребенку, имеющему братьев и сестер, напомнит его родителям об этом, расскажет, что лучше заранее вместе подготовить ответ на возможные вопросы посторонних и потренироваться дома говорить об этом доброжелательно и уверенно.
Возможно, детям придется обсуждать особенности своих сиблингов и с родственниками, к примеру с бабушками и дедушками, которые в силу принадлежности к старшему поколению имеют собственные взгляды на инвалидность. Такие разговоры и линию поведения тоже лучше обсудить с ребенком заранее.
Консультируя родителей, специалист может обратить их внимание на то, что их нормотипичным детям могут стать серьезными помехами в жизни:
Поэтому главное, на что специалист должен настроить родителя, – открытое общение с нормотипичным ребенком о его брате или сестре с особенностями развития. Взрослым необходимо просто и правдиво, понятными словами объяснить детям, что происходит с их особым сиблингом. Делать это лучше не в спешке, а когда есть время и разговору никто не помешает. Пусть ребенок задает вопросы и переспрашивает – ясность и взаимопонимание пойдут на пользу всей семье.
Кроме того, на сайте фонда можно прослушать записи прямых эфиров, на которых многодетные родители делятся своим опытом и обсуждают важные темы:
Запись прямого эфира «Братья и сестры ребенка с синдромом Дауна: как научить детей ладить?» можно послушать по ссылке.
А продолжение разговора на тему особых сиблингов слушайте здесь: (запись прямого эфира «Братья и сестры ребенка с синдромом Дауна: взгляд психолога»).
Наш журнал также уже обращался к теме воспитания братьев и сестер особых детей. Читайте обзор зарубежных научных исследований «Восприятие ребенка с синдромом Дауна его сиблингами» в № 2 (23) за 2019 год по ссылке.
У трети российских нормотипичных детей и детей без инвалидности есть друзья или знакомые с ограниченными возможностями здоровья, выяснили аналитики компании VK и благотворительной платформы «VK Добро». Треть родителей уверены, что такое общение полезно для всех детей — с особыми потребностями и без
Согласно результатам исследования компании VK и платформы «VK Добро», у трети (31%) российских нормотипичных детей и детей без инвалидности 4–14 лет есть друзья или знакомые с инвалидностью. В опросе, результаты которого есть в распоряжении Forbes, приняли участие 1400 родителей, у которых есть дети в возрасте от четырех до 14 лет, из крупных российских городов.
По данным исследователей, более половины опрошенных родителей (57%) считают, что «инклюзивная» детская дружба ничем не отличается от дружбы с детьми без инвалидности. А еще 34% респондентов уверены, что такое общение полезно для всех участников. Чаще всего, по словам участников опроса инклюзивное общение происходит на прогулках, на детских и спортивных площадках (50%), в школе или детском саду (41%), дома или в гостях (30%).
Как отмечает директор социальных проектов VK и руководитель «VK Добра» Александра Бабкина, под «инклюзивной» дружбой эксперты подразумевают беспрепятственное и безбарьерное общение детей с инвалидностью и без нее, нормотипичных детей и детей с ментальными особенностями — «абсолютно всех, вне зависимости от особенностей здоровья и восприятия». «Данные, которые мы получили, говорят о том, что чем младше дети, тем чаще они готовы взаимодействовать с детьми с инвалидностью так же, как с остальными. Такое отношение к окружающим хочется транслировать и во взрослую среду, менять отношение к стигматизированным темам и говорить о том, что «с детьми с особенностями можно дружить», — рассказала Александра Бабкина.
По словам родителей-респондентов, во время случайной встречи на прогулке c ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети спрашивают у них об особенностях новых знакомых — так реагируют 47% детей участников опроса. Еще треть детей (33%) общались с детьми с ОВЗ как с другими, четверть (25%) не обращали внимания на особенности развития детей с инвалидностью, а 20% испытывали любопытство и интерес. Как отмечают исследователи, абсолютное большинство опрошенных родителей согласны с важностью широкого информирования о том, как правильно общаться с детьми с инвалидностью и считают отсутствие таких знаний главной проблемой взаимодействия детей.
Закон об образовании гарантирует, что в школе могут учиться все, независимо от диагноза и уровня способностей. Но не все россияне готовы на то, чтобы их дети занимались в инклюзивных группах: 16% заявили, что отрицательно относятся к такой идее. Еще 31% опасается снижения уровня образования при совместном обучении, а 57% — роста риска конфликтов.
Вместо детского сада мы с мужем отдали двух дочек и сына в инклюзивный центр «» в Петербурге. Расскажу, как мы на это решились и что это дало детям и нам самим.
Как мы попали в «»
Я родилась и выросла в Петербурге в семье библиографа и юриста, очень люблю свой город. Мой муж Анатолий — тоже петербуржец — из семьи инженеров. Я работаю бухгалтером, он — программистом. У нас трое детей: Соне — 16 лет, Евдокии — 13, а Илье — 10.
Когда старшей дочке исполнилось три в 2010 году, мы решили отдать ее в детский сад. Вместе с мужем посетили несколько городских учреждений возле дома и столкнулись с тем, что нам самим так не нравилось в детстве: унижение и оскорбление воспитанников, запах горелой каши. Мы поняли, что не хотим отдавать Соню в госучреждение, и стали думать об альтернативе.
О центре «» рядом с домом узнали случайно — уже не помню, как именно. По телефону договорилась с директором о встрече. Мне показали помещения, рассказали, чем и как занимаются дети, я увидела, как они играют и уходят домой. Мне понравилось, что все взрослые в конце дня были спокойны, а воспитанники свободно общались с директором на свои темы.
Кажется, я даже не обратила внимания, что были нормотипичные
дети и дети с особенностями развития, у меня просто осталось ощущение спокойствия. Нам понравилось, как сотрудники относились к воспитанникам: искали к каждому особый подход, не стремились всех построить в рядок и дружно отправить шеренгой.
Перед началом учебного года центр переезжал в новые помещения, и Толя ходил помогать. Ему понравилось, что все папы, даже незнакомые между собой, были доброжелательны и дружно волонтерили.
Все понимали, что делают это для своих детей.
Это сильно отличало «» от тех мест, где родители, сдавая хозтовары на общие нужды группы, старались купить все самое дешевое, чтобы воспитатели не забрали ничего себе.
Посещение было платное, потому что это частный детский центр. Насколько я помню, около 10 000 ₽ в месяц. Были предусмотрены стипендии: одни родители могли добровольно платить больше, чтобы другим не пришлось забирать ребенка из центра, если у них появлялись трудности.
Ближе к сентябрю нам и другим родителям провели еще одну экскурсию и выдали памятку с объяснениями, как помочь ребенку адаптироваться к детскому центру. Рассказали, почему он может плакать и не хотеть идти в группу или, наоборот, возвращаться домой, что с этим делать и как себя вести.
Нас предупредили, что есть три фазы адаптации. На первой малыш привыкает к помещению, запахам, уровню шума. В это время родные могут постоянно находиться рядом. На второй фазе ребенок ощущает, что он в безопасности, тогда родитель может ненадолго уходить. На третьей фазе малыш весь день проводит в центре, но важно соблюдать режим — приводить и забирать в одно время.
Также нам рассказали, что центр инклюзивный, и нас это не смутило. Рассуждали так: дети с инвалидностью существуют и они тоже должны ходить. Нас волновало только, насколько безопасно для нашего ребенка находиться с ними в общей группе.
Довольно быстро мы убедились, что в «» отлично справляются с тем, чтобы не допускать инцидентов. Кажется, нашего ребенка за все время лишь раз огрели погремушкой чуть сильнее, чем . Но это не было дракой — просто случайностью.
Помню, как однажды пришла забирать Соню — и увидела общение одной из сотрудниц с ребенком. Тот переживал, что папа опаздывает, нервничал и метался из стороны в сторону. Воспитательница спокойно с ним поговорила, а после они взяли лист и стали рисовать отца, обсуждать, как он будет одет, на чем приедет. Ребенок успокоился и дождался папу. Тогда я почувствовала, что команда «» точно знает, что делает, — и я могу доверять центру.